На недавнем съезде ОЛА (Объединенная Лизинговая Ассоциация) в Санкт-Петербурге его участники рассматривали перспективы развития рынка лизинговых компаний, обсуждали потенциально возможные новые рынки и работу с дилерами в условиях «рынка продавца».
Алексей Юхнин («Интерфакс») отметил, что лизинговая отрасль росла с 2018 по 2021 годы, в 2022-м она резко снизила свои показатели, но уже в 2023 году сумела восстановить утраченные позиции. Число договоров лизинга и предметов в 2023 году выросло в 1,5 раза, по сравнению с 2022 годом, а количество лизингополучателей увеличилось на треть. Среди ключевых причин роста лизингового рынка Александр Сараев («Эксперт РА») выделил сильный ценовой эффект, инфляцию, подорожание стоимости предметов лизинга и очень высокую активность бизнеса, прежде всего малого и среднего, начавшего замещать номенклатуру продукции, которую раньше предоставляли иностранные компании, работающие на территории России.
Другие спикеры сообщили о том, что только 2% лизинговых компаний в 2023 году оказались убыточными, а остальные показали прибыль; о текущем росте корпоративного бизнеса (в 2024 году прогнозируется до 20% роста); высказывали озабоченность, говоря о качестве лизинговых активов; обсуждали приоритеты, стоящие в части цифровизации.
Директор рейтингов финансовых компаний РС НРА Анна Кудринская напомнила, что сегмент автолизинга останется в ближайшей перспективе драйвером всего российского лизинга. Говоря об актуальных задачах автолизинга, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов особое внимание уделил растущему марочно-модельному разнообразию на авторынке, с которым уже столкнулись покупатели корпоративных парков и лизинговые компании. В качестве совета эксперт предложил им в ближайшие годы ориентироваться на глобально сильные марки, уже пришедшие и «растущие» в стране; среди партнеров выбирать дистрибьюторов, имеющих долгий опыт работы на российском рынке. Для большей эффективности в подборе своих корпоративных парков целесообразно активнее использовать современные IT-инструменты, например, по остаточной стоимости и стоимости владения автомобилей.