Почему свободных площадей в ТЦ становится больше

Почему свободных площадей в ТЦ становится больше

Компания CORE.XP представила результаты исследования рынка торговой недвижимости Москвы за III квартал 2025 года. Данные демонстрируют дальнейший рост ротации арендаторов и увеличение свободных площадей. На этом фоне выделяется динамика fashion-сегмента , который  сформировал 50% всех закрытий в столичных торговых центрах. Это на 12%  выше, чем во II квартале. 

Такое резкое увеличение доли закрытий отражает продолжающееся структурное изменение в секторе розничной торговли: усиление онлайн-каналов, экономию потребителей и корректировку стратегий сетевых ритейлеров.

Категория «Одежда, обувь и аксессуары» стала ключевым драйвером закрытий.  50% всех закрытых точек — fashion-бренды, где  доля закрытий значительно превышает долю открытий в этом же сегменте. Рост ротации касается как международных, так и российских сетей.

Текущая структура закрытий отражает серьезную трансформацию fashion-сегмента. Ритейлеры пересматривают эффективность своих точек и оптимизируют форматы, которые сильнее всего испытывают давление со стороны онлайн-торговли. При этом спрос на качественные помещения сохраняется, но требования к локации и экономике объекта становятся заметно строже, отмечает Евгения Прилуцкая, директор и руководитель отдела по работе с торговыми площадями CORE.XP. 

Индустрия общепита показала противоречивую динамику: на нее  приходится 10,5% закрытий, при этом ее  доля в открытиях вдвое выше. Такая ситуация объясняется активной сменой концепций, особенно в  фаст фуде, и смещением потребительского интереса в сторону азиатской кухни. Так, 32% всех открытий общепита в квартале пришлись на этот сегмент.  

Рынок фиксирует рост свободных площадей. Доля вакантных помещений в московских торговых центрах достигла 5,8%, увеличившись на 0,7%  за квартал и на 1,1%  с начала года.

Несмотря на рост вакантности, рынок показывает рекордные темпы ввода новых торговых центров: за три квартала открыто 109 тыс. кв. м, что больше, чем за весь 2024 год, в III квартале открылось 3 качественных объекта.  Средний размер нового ТЦ —  9,6 тыс. кв. м, при этом 74% открытий в 2025 году —  объекты районного формата. 

За первые три квартала 2025 года на российский рынок вышли 11 иностранных брендов — на восемь меньше, чем годом ранее. В III квартале было зафиксировано лишь два новых выхода.  55% всех новых международных брендов пришлись на fashion-сегмент, однако в целом активность зарубежных компаний остается ниже показателей 2022–2024 годов.