«Честный знак» в стройиндустрии: очень дорогой и не всегда честный

«Честный знак» в стройиндустрии: очень дорогой и не всегда честный

О фальсификате в производстве строительных материалов немало сказано на разных уровнях. Добросовестные производители в который раз поднимают этот вопрос, предлагая вернуть государственный контроль за качеством всего того, что идет на стройку для обеспечения нашей безопасности и комфорта.

Утраченным госконтролем производства стройматериалов по причине его отмены, немедленно воспользовались недобросовестные производители в разных сферах производства в 2024 году: цемент (22%), электрокабельная продукция (45%), полимерные трубы (20%), сухие строительные смеси, в основном это цемент, пескобетон, (32%), радиаторы (15%)….. Причем отрасль надеяться уменьшить сегодняшний фальсификат к 2030 году — на 50%, а к 2035 году – на 80% Такие данные приводит НОСТРОЙ.

 Какими методами Минпромторг собирается решить эту проблему?  Метод старый, по Ильфу и Петрову из «12 стульев»: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» — распорядился Минпромторг, при молчаливом согласии Минстроя и др. органов власти федерального уровня, настоятельно предложив ввести обязательным маркировку всей продукции  так называемым «Честным знаком», сначала в качестве эксперимента  с 15.03.24 до 01.12.2024, затем эксперимент продливали  несколько раз – до осени 2025 года по отдельным видам строительной продукции.

 Об этом просили Правительство отраслевые некоммерческие организации СОЮЗЦЕМЕНТ, Союз производителей сухих строительных смесей и др.

Все участники эксперимента отмечают, что вопрос обязательной маркировки технически сложный и требует большего времени для подготовки, чем это установлено решением Правительства.

Для получения достоверной информации, так ли сложен этот вопрос, редакция обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию с нововведением к лидеру отрасли в производстве стройматериалов компании ООО «Кнауф Гипс» из Красногорска.

 Вот, что нам там ответили. Компания на сегодня имеет 24 производственные линии на всех заводах в России, на которых необходимо установить специальное оборудование для нанесения обязательной маркировки с последующей наладкой, что обойдется компании в громадную сумму – 500 млн рублей, а стоимость ежегодной оплаты  за маркировку мешков — более 30 млн рублей. Оборудовать и запустить нововведение на всех линиях компания физически может не успеть, так как технически это не простая задача – сканирование «Честного знака» на всех упаковках должно быть доступным на любой таре и в любом магазине, так как все материалы достаточно тяжелые и не предполагается их ручная сортировка.

 Этот вопрос обсуждался и на прошедшей недавно VII Международной бизнес-конференции по цементу CEMENERGY 2025 в С. Петербурге (организатор ГК «АЛИТ»), участники которой однозначно заявили, что бороться с фальсификатом необходимо и в то же время не все были уверены в 100% результате метода — нанесение маркировки «Честный знак». Поскольку подготовка и тестирование установок для нанесения маркировки дело не простое и дорогое, участники конференции, при он-лайн общении с представителем Минпромторга, просили продлить время эксперимента до конца этого года.

Очень интересным был ответ участника конференции из Китая Суи Тонгбо о маркировке цемента, произведенного в Поднебесной. Он, в частности уточнил, что в стране очень строгие нормы по качеству и очень строгая уголовная ответственность за фальсификат, но при этом маркировка наносится на пакетированный цемент, что составляет 30% от всего произведенного объема цемента.

У нас, техническая сложность нанесения заключается еще и в том, что такая торговая сеть как ЛеманоПро, просит наносить маркировку в трех местах на мешках с продукцией, а практически все производители готовы наносить только в двух.

Из всего вышесказанного следует, что представители бизнеса поддерживает просьбу отраслевых союзов отложить время обязательной маркировки еще на несколько месяцев, предположим до конца текущего года.

 От редакции. Как мы видим со слов производителей – нанесение маркировки дело очень дорогое, но спасет ли это нас от фальсификата, именно в нашей стране? Прежде чем ответить на этот вопрос – обратимся к опыту таких знаков, например в молочной продукции. Вот что сообщают нам «Известия» 26.02.25 «Жирно не будет: у 14 производителей нашли фальсификат молочной продукции. Генпрокуратура проведет проверки компаний, использовавших недопустимые компоненты».

Можно еще добавить, что самый фальсифицированный молочный продукт — это сливочное масло. Вот вам и вся «защита». Но это еще не все. Чиновники, вдохновленные «успехами» в молочке   с 1 марта 2025 года по 31 августа 2025 года на территории Российской Федерации проводят эксперимент по маркировке средствами идентификации (СИ) отдельных видов сладостей и кондитерских изделий, упакованных в потребительскую упаковку, в соответствии с ППРФ от 22.02.2025 №203. Во сколько это обойдется производителям, а затем войдет в цену товара — ?

Выходит, что «Честный знак» не всегда честный и очень дорогой, и он не гарантирует качество. Если компании всегда делали качественную продукцию, то они и будут ее делать, а вот решать проблему фальсификата Минпромторг так и не научился, ибо решение о маркировке не выход из положения, тем более о каком сканировании маркировки может идти речь на строительных рынках России или чиновники запретят там продавать стройматериалы? А что – одно неправильное решение принесет нам и другие, не до конца  продуманные.

Фото: ИА Строительство