Немецкий автоконцерн Daimler Truck в 2024 году продал свои 15% акций в крупнейшем российском производителе грузовиков «КАМАЗ». Об этом в интервью газете «Ведомости» рассказал генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, добавив, что дальнейшие планы Daimler Truck в отношении КАМАЗа не известны.
Напомним, в феврале 2022 года немецкий автоконцерн отказался от участия в управлении КАМАЗом и присутствовал в акционерном капитале этого предприятия в положении «спящего акционера». Кто стал покупателем акций КАМАЗа, принадлежащих Daimler Truck, и сумму сделки С. Когогин не раскрыл. По словам источника издания, сделка состоялась, все одобрения получены, но подробности также не раскрываются.
Как отмечается, Daimler Truck стал последним из крупнейших западных автоконцернов, которые с весны 2022 года полностью вышли из российских активов. Напомним, немецкий автоконцерн стал акционером КАМАЗа в 2008 году – тогда он приобрел 10% производителя грузовиков у инвесткомпании «Тройка диалог» Рубена Варданяна за 250 млн долларов. В 2010-м. Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5% КАМАЗа: 1% достался немецкому автоконцерну, 4% – ЕБРР. Позднее Daimler выкупил у банка принадлежащие тому акции.
Основными акционерами КАМАЗа остаются ГК «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). Последняя принадлежит Рубену Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего), Сергею Когогину (30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%).
КАМАЗ – это стратегический актив для государства, поскольку выпускает в том числе продукцию негражданского назначения, напоминает независимый консультант индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, на первое время пакет в компании может перейти номинальному собственнику, как было в случае с бывшим заводом Volvo в Калуге. Но в конечном итоге эти 15%, скорее всего, окажутся в подконтрольной государству структуре, удобной для управления КАМАЗом, считает эксперт. Так произошло, например, с долей Renault в АВТОВАЗе, которая была передана подведомственному Минпромторгу ФГУП «НАМИ».
Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», по итогам 2023 года Группа «КАМАЗ» произвела около 53 тыс. единиц коммерческой автотехники. В частности, выпущено почти 2 тыс. автобусов и электробусов, более 4 тыс. прицепов и полуприцепов, более 41,7 тыс. единиц тяжелой автотехники, в том числе 5 тыс. грузовиков КАМАЗ-54901, 4,85 тыс. единиц средне- и малотоннажных автомобилей «Компас» (Компас 5, 6, 9, 12). В результате деятельности компании в 2023 году получена чистая прибыль в размере 12 млрд 703 млн рублей, что в 2,4 раза превышает показатель годичной давности (5 млрд 387 млн рублей). Выручка ПАО «КАМАЗ» в отчетный период увеличилась на 33,2%, составив 354 млрд 713 млн рублей. Рост выручки обусловлен динамикой продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке, ростом спроса на флагман нового поколения автомобилей К5 – КАМАЗ-54901 и увеличением объемов продаж пассажирского транспорта (автобусы, электробусы) в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» и других федеральных проектов.
«В 2023 году «КАМАЗ» решал две сложные задачи. С одной стороны, необходимо было максимально четко отладить возросшее производство полноприводных грузовиков, с другой – решать вопросы по наращиванию выпуска грузовиков поколения К5 на новой санкционноустойчивой компонентной базе. В 2024 году мы намерены и дальше идти вперёд, реализуя стратегию развития, утвержденную советом директоров и основными акционерами в декабре 2023 года», – заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.