Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в феврале 2025 года при общем падении российского авторынка доля кредитных продаж на нем остается высокой – на уровне 46%. При этом в октябре 2024-го, когда был пик продаж новых автомобилей, доля проникновения кредитов в их продажи составляла 38%, а потом был период снижения продаж, вместе с которыми сокращалось и автокредитование.
Как рассказал агентству «АВТОСТАТ» руководитель кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс-Платформа» Алексей Бородавин, высокие ставки по автокредитам и меры регулятора, связанные с ужесточением нормативов предельной долговой нагрузки для заемщиков, безусловно, охладили рынок, однако уже в начале этого года стала видна адаптация банков, дилеров, брендов и клиентов к этой ситуации.
«Отмечу ряд факторов. Во-первых, устойчивость спроса к высоким ставкам (26 – 30%) объясняется рациональными инфляционными ожиданиями клиентов, что формирует установку на «опережающую» покупку автомобиля как защитного актива. Во-вторых, драйвером служит накопленный отложенный спрос на замену парка, поддержанный субсидированием ставок рядом производителей. В-третьих, действительно, после нового года произошло затоваривание складов новых автомобилей у брендов и дилеров, из-за чего авторитейлеры начали проводить различные акции для повышения спроса, в том числе связанные с автокредитованием», — комментирует Алексей Бородавин.
По его мнению, в целом последнее решение Центрального Банка по ключевой ставке позволяет предположить, что пик роста процентных ставок уже пройден, и в ближайшие месяцы можно ожидать их постепенное снижение на 2 – 3% к концу второго квартала 2025 года. Дополнительным фактором поддержки роста автомобильного рынка в России может стать совпадение тренда на снижение ставок с действием государственной программы поддержки.
Эти и другие вопросы будут обсуждаться в рамках форума автобизнеса «FinAuto – 2025. Финансовые инструменты авторынка», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 18 апреля в Москве.
О том, каков портрет сегодняшнего заемщика автокредита, и как он изменился за последний год, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».