Электромобилям продлили бесплатный проезд по платным участкам дорог

Электромобилям продлили бесплатный проезд по платным участкам дорог

Правительство РФ приняло решение продлить на 2024 год бесплатный проезд для физических лиц – пользователей электромобилей по платным участкам федеральных автомобильных дорог. Под действие льготы, в частности, попадают платные участки автодорог М-1, М-3, М-4, М-11, М-12, ЦКАД, северный обход Одинцова, а также участок с 15-го по 58-й км трассы М-11, сообщает пресс-служба кабинета министров.

Как рассказал первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, начатый в прошлом году эксперимент по бесплатному проезду электромобилей по платным дорогам в целом оказался успешным: льготой воспользовались около 5 тыс. автомобилистов, они совершили порядка 315 тыс. проездов.

Данная мера в 2023 году явилась одним из стимулов для приобретения электромобилей: средний прирост их количества в регионах, прилегающих к платным участкам федеральных дорог, составил 70%, в остальных регионах – 40%. Кроме того, мера способствовала двукратному увеличению загрузки зарядных станций и повысила интерес бизнеса к развитию зарядной инфраструктуры на платных магистралях. Льгота предоставляется в рамках федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль».

«Безусловно, такие меры поддержки, как бесплатная парковка и зарядка, отмена транспортного налога, а также проезд по платным дорогам бесплатно, стимулируют водителей рассматривать к покупке электромобили, – заявили газете «Коммерсант» в пресс-службе автозавода «Москвич». Там предлагают расширить программу, предоставив льготу и юрлицам – владельцам электромобилей, что заставит крупные компании задуматься о покупке электромобилей в служебный автопарк. В пресс-службе Evolute также считают, что проект является «дополнительным стимулом для реализации программы развития электромобильной экосистемы и важной мотивацией для перехода автовладельцев с использования традиционных автомобилей на экологически чистый транспорт».

Между тем, основная доля льготников, оформивших бесплатный проезд, – владельцы дорогих электромобилей зарубежного производства, в частности Tesla и других, рассказал знакомый с ситуацией источник: именно они чаще других ездили в аэропорт Шереметьево по М-11 и в направлении престижных коттеджных поселков.

В «Новом качестве дорог» заметили, что в районе Северного обхода Одинцово наблюдается «наиболее широкое распространение электромобилей». Владельцы электрокаров отечественного производства, для стимулирования продаж которых и задумывался «пилот», льготой пользовались редко, уверен собеседник издания.

Владельцы легковых машин, отметим, платят за проезд по обходу Одинцово 300 рублей, по головному участку М-11 – от 680 до 1210 рублей (в зависимости от дня недели, времени суток и направления движения).

То, что государство различными способами стимулирует продажи электромобилей, это хорошо, полагает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. Однако, обращает внимание эксперт, электромобиль могут себе позволить, как правило, состоятельные люди, покупающие в семью вторую или третью машину: «Выходит, мы спонсируем людей, которые и так себя неплохо чувствуют, а те, кто не может поменять старую «Калину» на новую «Гранту», остаются за бортом. Это не слишком справедливо».

На сегодняшний день массовым выпуском легковых электромобилей в России занимается предприятие «Моторинвест» в Липецкой области (электрокары марки Evolute) а также завод «Москвич» (кроссовер «Москвич 3е»). В мае 2024 года АВТОВАЗ планирует начать серийное производство LADA e-Largus на предприятии «LADA-Ижевск» – одновременно с запуском бензиновой версии Largus. В 2025 году калининградский «Автотор» планирует запустить завод по производству компактных электромобилей Amber. Кроме того, компания «Кама» рассчитывает запустить производство российского электрокара «Атом» во второй половине 2025 года.

Как следует из материалов к проекту бюджета РФ на 2024 год и плановый период 2025 – 2026 годов, уровень локализации электромобилей в России должен достичь 70% к 2030 году, в том числе за счет увеличения глубины локализации ячеек, включая катодные и анодные материалы. Также к 2030 году в России должно быть произведено не менее 10% электромобилей в общем объеме выпуска транспортных средств. Всего с 2022 года по 2026 год на реализацию федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется выделить почти 128,5 млрд рублей.