История «Москва-Сити»: как Феликс Тандилов «вредил» строительству

История «Москва-Сити»: как Феликс Тандилов «вредил» строительству

По просьбе читателей редакция продолжает публиковать  отрывки  интервью тех, кто поделился своими воспоминаниями в книге о людях, стройке, эпохе… Интервью из  книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»* с инженером Феликсом Тандиловым** публикуется в сокращенном виде.

— Феликс Сергеевич, что входило в круг ваших обязанностей?

— Я курировал все проектные работы по созданию инженерно-транспортной инфраструктуры ММДЦ, продвигал все современные  технические аспекты при создании этого сложного приоритетного московского проекта, генерировал, редактировал и согласовывал все необходимые для развития комплекса постановления Правительства Москвы , курировал проработку концептуальных вопросов создания инфраструктуры, ее адаптации в существующую городскую структуру, организовывал ритмичную работу городского Штаба строительства ММДЦ и Общественного градостроительного Совета при мэре Москвы по вопросам развития ММДЦ и т.д. Приходилось «пробивать» с помощью  первого заместителя мэра Бориса Никольского и «с подачи» Иосифа Орджоникидзе  и при консультациях с крупными мировыми компаниями…….

………Я даже тогда нажил себе врага в лице гендиректора «Мосэнерго» Нестора Серебрянникова***, который прямо на заседании Правительства Москвы призвал Юрия Лужкова обуздать вредителя Тандилова, который   начал внедрять в Сити систему электроснабжения …… с распределительными пунктами в центральном ядре комплекса вместо общепринятых в городе ……

— А что еще вспоминается о работе в течении этих 11 лет?

— Нет, конечно, всего не перечислить, но вспоминается то, что давалось не просто. Как не вспомнить  о создании Узла очистных сооружений  в русле Москвы-реки с внедрением новейших инновационных  технологий. Основательно пришлось повозиться с прокладкой 3-его кольца, выводом парка железнодорожных вагонов «Камушки» и выводом «шанхая» индивидуальных гаражей числом более 2000 штук. Все это пока существовало на будущей площадке строительства Сити. Нужно было перестраивать набережные — Краснопресненскую и Тараса Шевченко, создавать кольцевой проходной коммуникационный коллектор и диспетчерскую этих коллекторов на границе с Экспоцентром, грузовой причал на набережной для вывоза грунта , коммуникационный коллектор от ТЭС под всеми мостами и ж.д. путями до ММДЦ и т.д.                                                                                                                                                      Не могу не упомянуть о проекте скоростной транспортной системе (экспрессе) от ММДЦ до аэропортов, о поэтапной застройке участка №19. Это «Северная Башня»   с большим пожарным депо. Честно говоря, много пришлось попотеть над этим, но результат налицо. Наконец мы вместе с архитектором Гиви Джапаридзе «посадили» Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» именно туда, где он сейчас обитает.  Театр был построен на набережной Тараса Шевченко по проекту архитектора Сергея Гнедовского****, который в 2005 году получил высшую архитектурную премию «Золотое сечение» в номинации лучший проект здания, а вообще всего и не  упомнишь. Невозможно забыть, как мы вместе Александром Кузьминым и Борисом Тхором, а затем с Геннадием  Сиротой пытались «спасти» верхнюю часть Центрального ядра от алчности инвесторов, а также от посягательств горе-архитекторов с их концептами   типа «керосинка» и «маяк»…..

— Какая история, связанная с проектом «Сити» вам помнится больше всех и почему?

 —  Конечно, тут вспоминается проблема энергоснабжения комплекса и события вокруг ЗАО «Сити — Энерго», где я был первым Президентом, вплоть до появления шальных денег «Газпрома». Если кратко, то история была такой.  В 1997-98  годах «Газпромом» было выделено в качестве инвестиций или кредита несколько миллиардов рублей на строительство ТЭС. Тут — то налетели на эти деньги «коршуны» Саво Куюнджич и Андрей Хованов****. Разворовали кредиты на это строительство и до сих пор они в розыске. Так как я курировал от Сити стройку ТЭЦ, и напрямую был связан с этими проходимцами по техническим вопросам, то меня после работы с указанными  «бизнесменами»,  2 раза вызывали в Следственный Комитет,   дать показания по факту воровства денег, и ответить на вопрос: «Ане знаю ли я, где теперь Хованов?» В итоге Хованов и Ко завели дело строительства теплоэлектростанции в тупик. И тут Управляющей компании пришла на помощь «палочка-выручалочка» в лице вице-президента «Технопромэкспорта» Вадима Кумина, который энергично взялся за дело и довел строительство ТЭС до логического конца. Как следствие всех этих передряг я «дымил как паровоз» по 2 пачки в день, забарахлило сердце, и 2004 году благополучно заработал аортокоронарное шунтирование……

 В полном объеме с двухтомником можно ознакомиться, написав на почту: agusevstr@yandex.ru 

 Со списком тех, кто оставил свои воспоминания в книгах можно ознакомиться на тыльных обложках двухтомника.

*Все права защищены. Никакая часть опубликованного текста и фотографий не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими-то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также в памяти ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.                                                          **Феликс Сергеевич Тандилов, работал в ОАО «СИТИ» главным инженером и вице-президентом по развитию.  Родился 12 сентября 1937 г. в Тбилиси.  Окончил Тбилисский   Институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности Промышленное и гражданское строительство. Работал в крупных советских проектных института Тбилиси и Москвы. В течение 7 лет в качестве главного инженера советско-иранской проектной организации участвовал в создании города металлургов под Исфаганом.   В ЦНИИЭП курортно-туристских зданий 10 лет в качестве ГИПа и зам. главного инженера института проектировал гостиницы, санатории, дома отдыха, горнолыжные комплексы, пионерлагери в Крыму, на Кавказе и Московской области. После завершения 11-ти летней работы в ОАО «СИТИ» руководил проектированием ТПУ СИТИ, а также был главным инженером строительства гостиницы «Кемпински» в Батуми и руководителем группы авторского надзора на строительстве к Олимпиаде гостиницы «ХАЙАТТ» в Сочи. «Почетный строитель города Москвы» с 2007 года.                                                                                        

***Нестор Иванович Серебряников — советский и российский промышленный деятель. Родился 21 февраля 1929 г. в г. Сухум (ныне — Абхазия). 1953 г. — окончил с отличием Московский энергетический институт, факультет теплоэнергетические установки.  С 2000 г. советник генерального директора АО «Мосэнерго». Умер 22 февраля 2007 г. Член Правления ОАО «Мосэнерго». Доктор технических наук. Лауреат Государственной премии СССР 1979 и 1987 г.г. (википедия). Фото: интернет.                                              

****Гнедовский Сергей Викторович. Родился 18.09.1947 года. Член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, вице-президент Союза архитекторов России. Создатель одних из лучших театральных зданий и других учреждений культуры на постсоветском пространстве (википедия). Фото: интернет.                                                                                                       ***** Саво Куюнджич начал бизнес в России в начале 90-х годов прошлого века с торговли сантехникой, поставляемой для нужд домов приемов, пансионатов и гостиниц газового гиганта «Газпром». Завозимые в страну унитазы и умывальники сопровождал при транспортировке сквозь таможенные и гаишные (ГАИ, сегодня ГИБДД) посты верный помощник Куюнджича – Андрей Хованов. Офис их «компании» тогда размещался в трех комнатах на 10-м этаже гостиницы «Газпрома», на улице Наметкина. В последствии на газпромовские миллиарды Куюнджичем и Ховановым были куплены акции ОАО «Сити-энерго», ЗАО «Аквасити-палас» и многих других. (источник «Компромат.RU, 01.08.2003 г.)

В Центральном доме архитектора Москвы состоялась международная презентация книги. В два тома (368 и 352 стр. и более 1000 уникальных фото) редкого издания вошли воспоминания 58 участников строительства. Автор книги, главный редактор информагентства «Строительство» Александр Гусев, собирая материалы для книги в течение четырех лет, подготовил для читателей уникальный документ, собравший в себе бесценную информацию и редкие факты, позволяющие не только взглянуть на «Москва-Сити» с новой стороны, но и оценить его в контексте мировой архитектурной практики. На выставке «Зодчество 2024» двухтомник признан лучшей книгой в России об архитекторах и архитектуре: https://dom.iastr.ru/novosti/4462-nazvana-luchshaya-kniga-ob-arhitektorah-i-arhitekture-2024.html