Красноярск: благодаря частной инициативе появился завод «Карьерные машины».

Красноярск: благодаря частной инициативе появился завод «Карьерные машины».

Как показывает жизнь, новые производство можно создавать в любой ситуации. Было бы желание и умение.

Кому-то это может показаться почти невероятным: в России открываются новые производства. Причем сложной техники. Недавно такое событие произошло в Красноярске, тут заработал завод по выпуску фронтальных погрузчиков и комплектующих к ним. Давайте вместе проследим, как это было.

Удачное партнерство

Фронтальные погрузчики очень необходимы экономике. Они используются в самых разных отраслях: от лесного хозяйства до строительства и благоустройства территорий. Ежегодно в страну ввозилось до 10 тысяч таких машин, что составляло 90% рынка. Собственное же производство не превышает нескольких сотен. И вот теперь появились новые мощности, на которых будут производиться такие изделия.

Новый машиностроительный завод «Борус», входящий в финансово-промышленную группу «Карьерные машины», начинает производство такой техники. Общие вложения и в создании предприятия составили свыше 500 млн рублей, из них 200 млн рублей в виде льготного займа было предоставлено Фондом развития промышленности (ФРП), остальные средства — частные инвестиции. Это позволяет выпускать погрузчики в среднем ценовом сегменте грузоподъемностью 3, 3,5, 5 и 8 тонн, говорит директор завода Павел Пестриков.

Подготовительные работы продолжались примерно 4 года. Однако само строительство цеха заняло всего год. На месте заброшенной свалки за короткий срок возникло современное производственное сооружение площадью в 6 тысяч кв. м, оснащенное высокотехнологическим оборудованием.

Рассказывая о становлении нового производства, следует хотя бы в нескольких словах уделить внимание роли ФРП. Без его участия новый завод вряд ли был бы построен. Его эксперты внимательно рассмотрели поданную заявку и одобрили предоставление льготного кредита. Эти деньги преимущественно пошли на закупку оборудования.

Следует отметить тот факт, что возникновение нового производства во многом появилось благодаря синтезу частной инициативы и разносторонней поддержке государства не только со стороны ФРП, но и местных властей.

Как это было

Завод «Борус» — это весьма наглядный пример успеха частного предпринимательства. Вот что рассказывает о том, как это происходило, Павел Пестриков. Начиналось все 20 лет назад с маленького семейного бизнеса, в котором участвовали супруги Пестриковы. Они организовали дилерскую компанию по продаже запчастей для погрузчиков. Само собой, импортных. Постепенно дело расширялось, и фирма перешла уже на продажу спецтехники. Это уже качественно иной бизнес, очень сложный, так как продавец целиком зависит от завода изготовителя. А он ведет себя так, как пожелает: может дать скидки на свой товар, а может их отменить, может вообще сменить дилера. Все эти и другие обстоятельства зародили у супругов мысль о строительстве собственного предприятия.

Разумеется, это движение было сложным и постепенным. Но желание не зависеть от капризов других, а самим диктовать условия на рынке, было сильным и помогало преодолевать препятствия. Только продавать чужую продукцию хотелось все меньше и меньше. «Если ты не у руля процесса, то чувствуешь себя неуютно», — говорит директор завода «Борус».

Павел Пестриков не скрывает, что при создании модели своего нового бизнеса они ничего не выдумали нового, а копировали то, что давно доказало эффективность на практике в разных странах мира. Есть финансово-промышленная группа, в рамках которой создается производство. В группе формируется дилерская сеть по распространению продукции. По такой схеме работают большинство международных корпораций.

В данном же случае организовать новое производство помог случай и власть на разных уровнях. За забором площадки, на которой находились склады компании супругов, располагалась заброшенная территория, заваленная мусором. Они попросили руководство города выделить ее им, пообещав создать на этой земле новое производство. Участок получили бесплатно, и через несколько лет был запущен завод. Сделать это оказалось непросто, в столь сложные времена нелегко найти качественных подрядчиков, поставщиков оборудования. Но все эти трудности удалось преодолеть.

Предприятие небольшое. По словам Павла Пестрикова, стоит цель выйти на ежегодную сборку погрузчиков в размере 200 единиц. Это представляется вполне реальным, так как завод работает совсем недавно, но уже поступают все новые заказы. Сегодня благодаря новому производству создано дополнительно 50 рабочих мест и, как обещает директор, в ближайшие годы их число увеличится еще на 100 человек.

Предполагается, что основными потребителями фронтальных погрузчиков станут строители, предприятия горнодобывающей и лесной промышленности, складские комплексы в первую очередь Сибири, Дальнего Востока и Урала. При этом ставится задача по максимальной локализации, на данный момент она составляет 62-64%. Планируется к 2025 году выйти на показатель в 80%.

Как говорится в таких случаях, в добрый путь!

Владимир Гурвич, фото автора.