Выступая на конференции «ComAuto – 2024», заместитель начальника отдела аналитики агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев озвучил прогноз российского рынка грузовых автомобилей в 2024 году. Причем сделал он это с разбивкой по сегментам – среднетоннажных (MCV) и крупнотоннажных (HCV) машин.
Учитывая целый ряд факторов – как негативных, так и позитивных – аналитики считают, что по итогам нынешнего года рынок среднетоннажных грузовиков непременно покажет положительную динамику, причем она будет измеряться двузначными числами. В базовой версии прогнозируется продажа 21,5 тыс. таких автомобилей (+19% к 2023 году). При оптимистичном сценарии рынок MCV может вырасти еще больше (+28% до 23 тыс. шт.). Даже в пессимистичной версии прогнозируется неизбежный рост (+10% до 19,8 тыс. шт.).
А вот что касается рынка тяжелых грузовых автомобилей, здесь, давая свои прогнозы на год, эксперт также озвучил три возможных сценария, но все они после рекордных продаж 2023 года предполагают только падение. В базовом сценарии объем продаж составит 108 тыс. единиц (-14% к 2023 году), в оптимистичном – 118 тысяч (-6%), а в пессимистичном – 95 тысяч (-23%).
В числе факторов, замедляющих рост и развитие рынка грузовых автомобилей – санкции на автокомпоненты и запчасти, низкий уровень инвестиций в автопром (присутствуют только отечественные инвесторы, иностранные отсутствуют), жесткие условия кредитования и лизинга (не факт, что ЦБ в течение года понизит высокую ключевую ставку), дефицит квалифицированной рабочей силы. А среди драйверов рынка грузовых автомобилей Пушкарев назвал растущий уровень грузоперевозок, как внутри страны, так и международных; национальные проекты («Безопасные качественные дороги» и ряд других), на которые в 2024 году государство выделило в бюджете суммарно около 3 трлн рублей; целый ряд государственных программ (в том числе Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков, сырья и продовольствия; восстановление и социально-экономическое развитие ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) c выделенным бюджетом в 881 млрд рублей. Кроме того, государственная поддержка рынка обещана в текущем году автолизингу и газомоторной технике (2 млрд и 3 млрд рублей соответственно).