По силам ли российским программным продуктам в массовом порядке выходить на зарубежные рынки? Ответ на этот вопрос, уже получен.
Российское программное обеспечение вполне конкурентоспособно наряду с зарубежными ПО, в первую очередь с западными аналогами. Уже немало отечественных компаний осуществляет переход на наш софт. Но постепенно он завоевывает и иностранные рынки. Свежий пример — Республика Узбекистан, где решили использовать разработки известной российской компании.
ModelStudio CS в Ташкенте
Проектирование первого этапа строительства кольцевой надземной линии метрополитена* с помощью инструментов программного комплекса Model Studio CS (АО «СиСофт Девелопмент», Москва) осуществляется в Ташкенте.
Коротко расскажем о задействованных в проекте партнерах АО «СиСофт Девелопмент». Компания SOFTICA, являющаяся одним из ведущих поставщиков программного обеспечения в сфере САПР в Узбекистане. Основной сферой ее деятельности является автоматизация промышленных нефтегазовых предприятий и проектных институтов. SOFTICA организует поставки комплексных программно-аппаратных решений для проектов, осуществляемых в сфере промышленного и гражданского строительства, архитектурного проектирования, землеустройства и ГИС, машиностроения и технологической подготовки производства, электронного документооборота, нормативно-технической документации, обработки сканированных чертежей, векторизации и гибридного редактирования. В пул бизнес-партнеров компании SOFTICA входят более пятидесяти производителей программного и аппаратного обеспечения.
Комплексным проектированием строительства надземного метро в Ташкенте с помощью ПО Model Studio CS занимается АО «BOSHTRANSLOYIHA» — узбекский головной проектно-изыскательский институт по транспорту. Он занимается инженерно-техническими изысканиями и разработкой проектно-сметной документации по проектированию железных дорог и соответствующей инфраструктуры.
АО «BOSHTRANSLOYIHA» осуществляет проектно-изыскательские работы по широкому профилю объектов. Созданный в 1953 году, этот проектный институт участвовал в строительстве многих инфраструктурных объектов на территории республики. В частности, кроме проектов по развитию железных дорог и соответствующей инфраструктуры, специалисты АО «BOSHTRANSLOYIHA» осуществляют поэтапное проектирование кольцевой надземной линии метрополитена в Ташкенте.
Сотрудничество с АО «СиСофт Девелопмент» по этому проекту началось в 2019 году. Первый этап строительства кольцевой надземной линии метро с применением решений программного комплекса ModelStudioCS был выполнен в 2021 году.
Примечательно, что в стратегию ближайшего развития АО «BOSHTRANSLOYIHA» в частности включено намерение направить свою основную деятельность в 2022–2026 годах на модернизацию производства предприятия. Головной проектно-изыскательский институт стремится к повышению качества оказываемых услуг до мировых стандартов и снижению производственных расходов путем дальнейшей автоматизации проектных работ. Было принято решение продолжать внедрять технологии информационного моделирования и новые современные программы по проектированию и изысканиям.
В тексте официальной стратегии отмечается: «Это позволит закрепить позиции АО «BOSHTRANSLOYIHA» на отечественном рынке проектных услуг и обеспечить выход продукции на ближнее и дальнее зарубежье».
Решение активно внедрять в ближайшие годы технологии информационного моделирования и новые современные программы по проектированию и изысканиям стало результатом преимуществ, которые получил институт благодаря применению инструментов программного комплекса ModelStudioCS при проектировании первого и второго этапов строительства надземной кольцевой линии ташкентского метро.
Как сказано в стратегии развития АО «BOSHTRANSLOYIHA», организация намерена инвестировать в оснащение рабочих мест современными техническими средствами и осуществлять другие необходимые мероприятия по совершенствованию условий труда.
Приняв участие в проекте строительства первого этапа надземной кольцевой линии ташкентского метро, компания «СиСофт Девелопмент» успешно выполнила свою часть проекта, включающую обучение специалистов, поставку программного обеспечения, интеграцию ПО в рабочий процесс, автоматизацию бизнес-процессов.
Руководство АО «BOSHTRANSLOYIHA», рассмотрев ряд программных комплексов разных разработчиков, выбрало Model Studio CS, по достоинству оценив преимущества линейки продуктов этой российской комплексной системы по сравнению с конкурирующими решениями.
Этапы большого пути
Создание кольцевой надземной линии метрополитена в Ташкенте предусматривает прокладку 54,8 км путей, строительство 35 станций, двух электродепо для сервисного обслуживания электропоездов и одного пункта техосмотра. Кольцевая ветка метро будет строиться в пять этапов. В рамках завершенного первого этапа, при проектировании которого применялись решения Model Studio CS, была проложена 11-километровая линия с 7 станциями. На пятом этапе строительства линия замкнется на станции «Дустлик» и образует кольцо.
На первом этапе для строительства надземного метро было привлечено свыше двух тысяч специалистов и рабочих, задействовано примерно 300 единиц различной техники. Надземное метро шумоизолировано, станции оснащены турникетами с возможностью бесконтактной оплаты за проезд и эскалаторами. Особенность данного проекта в том, что линия проходит по жилым массивам города и расположена в девятибалльной сейсмической зоне.
Применение вышеуказанных программных продуктов доказало эффективность его использования и удобство наглядной презентации заказчику будущего объекта.
Как осуществлялся процесс реализации проекта
В начале 2020 года 10 сотрудников института прошли обучение программе Model Studio CS Строительные решения. Из-за внезапно случившейся пандемии COVID-19 и резкого снижения заказов со стороны основного заказчика провести пилотный проект, как было запланировано, не удалось. Однако благодаря видеоматериалам, размещенным в интернете, проектировщики смогли применить полученные знания в 2021 году при окончании строительства первого этапа кольцевого метро в Ташкенте.
Была налажена практически мгновенная обратная связь со службой техподдержки и сопровождения в Ташкенте. На все возникавшие вопросы были получены подробные и квалифицированные разъяснения и ответы, что помогло не останавливать проектирование на длительный срок.
В дальнейшем хотелось бы все-таки провести пилотный проект с охватом смежных специальностей для объединения сетей ЭО, ВК, ОВ в единую модель с архитектурными и конструкторскими решениями.
Какие задачи удалось решить
В результате реализации проекта получилась 3D-модель, построенная в программе Model Studio CS. Строительные решения и соединенная в единое целое в программе CAD Lib Модель и Архив.
О сокращении времени говорить не приходится, так как данный проект был осуществлен проектировщиками самостоятельно, без «пилота», и поэтому занял на первых порах даже больше времени, чем выпуск документации в 2D.
На данный момент началось строительство второго этапа кольцевой линии ташкентского метрополитена, где генеральным проектировщиком является головной проектно-изыскательский институт по транспорту АО «BOSHTRANSLOYIHA». При проектировании новых станций на втором этапе строительства также активно используются упомянутые программы.
Благодаря уже готовым разработкам, полученным при проектировании первого этапа, 3D-модели станций формируются значительно быстрее.
Компетентные мнения
Вот что говорят об участии в проекте и сотрудничестве с компанией «СиСофт Девелопмент» узбекские партнеры.
Генеральный директор АО «BOSHTRANSLOYIHA», Рустам Рузиев: «Миссией АО «BOSHTRANSLOYIHA» является оказание высококвалифицированных услуг по обеспечению заказчиков качественной проектной, сметной, исполнительской, топографической и другой документацией с использованием самых передовых технологий».
Генеральный директор ООО «SOFTICA» Азиз Норхужаев: «Участие в данном проекте для нашей компании — это признак доверия и лояльности АО «BOSHTRANSLOYIHA» к нашей экспертизе. Мы прошли непростой путь вместе с сотрудниками ПИИ: от предпроектного анализа и выбора, отвечающего всем требованиям программного обеспечения, коим стала система ModelStudio CS, до обучающих тренингов специалистов соответствующих подразделений. Результат нашего трехстороннего сотрудничества — модель кольцевой надземной линии метрополитена в Ташкенте, часть станций которой уже построена и эксплуатируется жителями столицы.
Елена Владимирова
*Ташке́нтский метрополите́н — первый и самый большой метрополитен в Центральной Азии.