Сегодня кредиты на покупку автомобилей в основном оформляют две категории граждан: те, кто подпадает под условия государственных программ льготного кредитования, и россияне с высоким стабильным доходом и низкой долговой нагрузкой. Такое мнение агентству «АВТОСТАТ» высказал начальник управления «Автокредитование» Банка ВТБ Алексей Бочарников в преддверии форума автобизнеса «FinAuto – 2025. Финансовые инструменты авторынка», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 18 апреля в Москве.
«Несмотря на ухудшение условий кредитования и рост стоимости автомобилей, спрос на автокредиты остается. В России автомобиль – это не столько предмет роскоши, сколько необходимость. Климатические условия и особенности инфраструктуры делают личный транспорт практически незаменимым. Поэтому даже в условиях высокой ключевой ставки и удорожания кредитов люди продолжают покупать машины, особенно если есть возможность воспользоваться госпрограммами или специальными предложениями от производителей», — рассуждает Алексей Бочарников.
По словам руководителя кредитования и страхования вертикали «Авто» финтех-компании «Баланс-Платформа» Алексея Бородавина, на текущий момент субсидированная программа от производителей в объеме кредитования новых автомобилей достигает 80 – 85%. Средняя ставка по ним колеблется в диапазоне 13 – 15% годовых, что значительно ниже рыночных ставок по депозитам. Фактически программы являются одним из ключевых факторов, поддерживающих спрос на автокредиты в текущих условиях.
В свою очередь, директор департамента розничных продуктов «Абсолют Банка» Виталий Костюкевич рассказал, что в 2025 году типичный заемщик – это находящийся в браке мужчина в возрасте 47 лет. Интересно, что за прошедший год существенно увеличилась доля женщин, оформляющих автокредит: за год она выросла с 24% до 40%. Средний возраст женщины-заемщицы составляет около 40 лет.
«В целом клиенты стали большую долю стоимости автомобиля оплачивать за счет собственных средств, что, скорее всего, связываем с увеличением ставок по кредиту. Средняя ставка за год выросла почти на 7 п.п. По этой причине заемщики вносят больший первоначальный взнос, чтобы снизить долговую нагрузку и соответствовать требованиям банка или же с целью сократить ежемесячный платеж», — комментирует Виталий Костюкевич.
О том, как за последний год изменились сумма и срок автокредита, – читайте в нашей рубрике «Экспертное мнение».