В России со 2 марта вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, разрешающие оформлять краткосрочные полисы обязательной «автогражданки» сроком от 1 дня до трех месяцев. Предполагается, что, в первую очередь, такие полисы будут интересны таксистам, работающим не на регулярной основе, а также водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки, сообщает пресс-служба ВСС и РСА.
В целях противодействия мошенничеству при заключении краткосрочных полисов законом об ОСАГО предусмотрена так называемая «временная франшиза», то есть договор ОСАГО будет вступать в силу только через три дня после его заключения. Это позволит избежать случаев заключения договоров, когда, например, ДТП уже случилось. При этом закон позволяет установить в договоре ОСАГО и более короткий срок вступления его в силу, если обе стороны договора – и страховщик, и страхователь – согласны на это.
Стоимость краткосрочного договора ОСАГО будет ниже годового за счет применения понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком. Однако с учетом статистического фактора, свидетельствующего, что чем короче договор, тем он убыточнее, стоимость однодневного договора не может быть равна 1/365 годового.
— Отмечу, что право страховых компаний определять размер понижающего коэффициента по коротким полисам ОСАГО станет прецедентом, когда страховщик де-факто может свободно определять стоимость полиса обязательной «автогражданки». Мы считаем, что этот опыт продемонстрирует готовность страховщиков к переходу к свободным тарифам по ОСАГО, – комментирует президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.
Напомним, реформа по индивидуализации тарифов ОСАГО была запущена в начале 2019 года. Она заставила страховщиков конкурировать за безубыточных автовладельцев и привела к сдерживанию роста стоимости ОСАГО, а иногда даже к ее снижению. Так, по итогам 2019 года — в первый год после начала реформы – средняя стоимость обязательной «автогражданки» снизилась на 5%, а затем несколько лет держалась практически на одном уровне.
Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», новые справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормо-часа работ, в соответствии с которыми рассчитываются выплаты по ОСАГО, вступили в силу с 19 декабря 2023 года. По предварительной оценке Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя стоимость запчастей в очередной актуализированной версии по сравнению с ценами предыдущей версии, применявшейся с 19 сентября, увеличится в среднем на 9,8%. При этом по сравнению с ценами в справочнике версии, вышедшей 19 декабря 2022 года, средняя стоимость запчастей возросла на 7,4%.
«С учетом колебаний курсов валют, которые мы имели в середине года, можно было ожидать гораздо большего роста цен, и по некоторым маркам автомобилей это произошло. Но в целом мы оцениваем, что имеет место стабилизация ситуации с запчастями», – комментирует президент РСА Евгений Уфимцев.
По его словам, стабилизация цен на запчасти в целом действует на тариф ОСАГО. В октябре 2023 года средняя цена полиса ОСАГО снизилась. Она составила 7 901 рубль и, по сравнению с январем 2023 года, снизилась на 1,7% или на 134 рубля. А средняя выплата по ОСАГО в октябре 2023 года достигла нового рекорда и впервые превысила 100 тыс. рублей, составив 100 698 рублей.
Как отмечается, несмотря на рост средней стоимости запчастей, динамика цен на разные марки автомобили различается. Так, по Hyundai можно отметить некоторое снижение цен или умеренный рост. Например, ветровое стекло подешевело до 6 тыс. рублей (-28%), дверь – до 20 тыс. рублей (-35%), а фара подорожала до 145 тыс. рублей (+5%). Примерно такая же ситуация по Toyota – стекла и двери подешевели, фара в сборе – подорожала на 6%. Это означает, что рынки запчастей для этих марок автомобилей чувствуют себя хорошо, оригинальные и неоригинальные запчасти насыщают рынок, цены немного падают. По Renault есть небольшой, но уверенный рост по многим наиболее востребованным позициям – на 15-30% (дверь задняя левая – до 29 тыс. рублей, лобовое стекло – 16 тыс. рублей). По Kia и Nissan зафиксирован наибольший рост, например, цены на ветровые стекла выросли в несколько раз (до 41,5 тыс. рублей и 54,5 тыс. рублей соответственно), то же и на двери – до 30 тыс. рублей и 80 тыс. рублей). Это означает, что по этим маркам автомобилей на рынке становится меньше неоригинальных запчастей приемлемого качества, и средние цены формируются либо по ценам «оригинала», либо по ценам качественного «неоригинала», которые лишь немного отстают.
Более подробно о финансовых инструментах авторынка поговорим в ходе специализированного форума автобизнеса «FinAuto – 2024», который агентство «АВТОСТАТ» проведет 17 – 18 апреля в Москве.