ВЭБ.РФ рассматривает возможность участия в проекте создания дальневосточного автокластера в Хабаровске, где будет производиться автобусная техника широкого модельного ряда и комплектующие с уровнем локализации 75%. Корпорация планирует предоставить льготное финансирование первого этапа в размере 2 млрд рублей, сообщил агентству «ТАСС» председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Так, на базе нового автобусного завода на площадке «Ракитное» территории опережающего развития «Хабаровск» в сотрудничестве с китайскими партнерами планируется выпускать автобусы на газомоторном топливе и электробусы. Создание полного цикла производства автобусов на собственной базе в Хабаровском крае позволит поставлять на дальневосточный рынок до 1,4 тыс. единиц такой техники ежегодно при выходе проекта на полную мощность в 2037 году. Проект включен в мастер-план Хабаровска, который разработан при поддержке ВЭБ.РФ.
Проект реализуется в два этапа. Первый этап, который будет реализован в 2024 – 2025 годы, включает в себя строительство сборочного производства по выпуску городских автобусов под брендом Amurbus для дальневосточного рынка, а также создание туристической модели и ее локализация для рынка России. В рамках второго этапа, который рассчитан на 2025 – 2026 годы, планируется создание и производство актуальной компонентной базы, в том числе ведущих мостов и осей, а также высокоточных и мехатронных узлов.
Собирать в Хабаровске будут 9 и 12-метровые газомоторные городские автобусы. Новый транспорт будет оснащен современными кондиционерами, там будет низкий пол, все необходимые для комфорта пассажиров опции и устройства, обеспечивающие безопасность перевозок. Также проект предусматривает создание и сборку туристической модели автобуса. На последующих этапах предполагается производство электро- и водородного транспорта.
Как ранее сообщал «АВТОСТАТ», на базе мощностей простаивающих автозаводов в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калужской областях может быть создан Межрегиональный кластер автомобильной промышленности (МКАП). По словам главы Минэкономразвития РФ Максима Решетникова, соответствующий проект в настоящее время прорабатывается совместно с региональными властями и Минпромторгом. Известно, что среди игроков российского автобизнеса наиболее сильные производственные активы и в Петербурге, и в Калуге сегодня имеет автомобильная группа AGR (принадлежат мощности бывших Volkswagen, Hyundai, GM). Однако в самой компании подробностей создания кластера также пока не раскрыли.
Как рассказал газете «Известия» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, задача этого кластера – создать условия для восстановления производства и, соответственно, рабочих мест. Но для этого надо будет решить задачи с определением модельного ряда и объема производства автомобилей (общие производственные мощности заводов – свыше 550 тыс. машин в год), созданием новых производств комплектующих изделий и материалов. Это необходимо, чтобы обеспечить локализацию производства в соответствии со Стратегией развития автопрома – легковых и грузовых автомобилей к 2025 году – 55%, к 2035 году – 80%. По его словам, это «потребует серьезных капитальных вложений, кредитов, что при нынешней ключевой ставке Центробанка является проблематичным».
Подобные объединения предприятий в кластеры всегда благотворно влияют на рынок, так как позволяют их участникам более активно обмениваться технологическими данными и существенно снижать свои издержки, подчеркивает директор по маркетингу и коммуникациям НПК «Автоприбор» Татьяна Колосунина. А это, по ее мнению, положительно сказывается на качестве и себестоимости производимой продукции.
«Запуск в строй простаивающих производственных мощностей, воссоздание рабочих мест и новые инвестиции в регионы – безусловно, позитивные моменты. Так же как и развитие отечественного импортозамещающего производства и обеспечение рынка большим количеством новых современных автомобилей, выпускаемых в нашей стране», – отмечает она.