Умные дома получают нормативную базу

Умные дома получают нормативную базу

Цифровизация жилищной сферы развивается столь стремительно, что за ней не поспевает нормативная база. А если она не станет полноценной, процесс неизбежно начнет замедляться.

Мы уже стали привыкать к словосочетанию «умный дом». И многие из нас больше не желают жить в другом жилище. Нет сомнения, что этот тренд не только продолжится, но будет набирать новую силу. Этому процессу станут способствовать недавно принятые национальные стандарты умного дома.

Цель оправдывает средства

В первую очередь, зачем понадобились эти национальные стандарты? Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Константин Михайлик объясняет, что если говорить о жизненном цикле дома, то важнейшая его часть – это эксплуатация после завершения строительства. Причем она длится намного дольше, чем само сооружения объекта. На этом этапе стоит задача по достижению максимальной эффективности управления строением, чтобы жители чувствовали себя комфортно и в полной безопасности. Именно этой цели и служат умные дома. Сделать процесс их появления массовым — без единых правил этой цели достичь невозможно.

Более того, появление таких правил и норм с каждым годом становится все более актуально. По словам чиновника, в конце 2023 года министерство провело исследование на тему внедрения цифровых технологий в управление домами. Выяснилось, что до 80% УК в той или иной степени их применяют, поэтому настал момент перехода от разрозненного использования новых способов к системным решениям, к внедрению полноценных информационных моделей. Именно с этой целью и были разработаны национальные стандарты умного дома.

История короткая, но насыщенная

История проекта начинает отсчет с 2021 года. Именно тогда была создана рабочая группа в составе 90 человек для разработки этих документов. По словам Заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Андрея Заренина, такой ее большой состав был связан с необходимостью учитывать интересы всех возможных участников процесса. Практически в эту структуру вошли все, кто был заинтересован в результатах ее работы.

Как отмечает генеральный директор АНО «Многоквартирный дом» Никита Уткин, работа над стандартами протекала по принципу достижения консенсуса. Сделать это было не просто, так как у всех были свои интересы и представления о том, какими должны быть документы в окончательной редакции. Приходилось учитывать и потребности бизнеса, и органов власти.

Как отмечает в связи с этим Константин Михайлик, во многом результата удалось достичь благодаря тому, что возникла слаженная работа трех министерств: Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, Промышленности и торговли и Минстроя.

Была также разработана концепция развития в России системы умных домов. На ее основе создана программа по цифровизации жилищного сектора на 2023–2030 годы. Предстоит большая работа, только одних нормативных документов надо разработать в количестве 77 штук. Пока же приняты два национальных стандарта, на выходе еще два. В результате появилось описание, что такое сегодня умный дом.

По мнению Заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Шпака, национальные стандарты способствуют появлению нового рынка, направленного на создание более высокого уровня управления домами, цель которого экономия ресурсов, улучшение качества жизни. Это также способствует формированию промышленного сектора по разработки и производства различных компонентов для умных домов, а их надо очень много. Уже сегодня объемы выпуска превосходят 100 тысяч штук в год. Здесь важно и то, что речь идет об отечественных изделиях; население все активней выбирает именно их.

Добровольные, но уже почти обязательные

Официальный статус стандартов добровольный, то есть они не обязательны для исполнения. Но, как полагает Андрей Зарянин, значение их весьма велико, так как это первый документ, который описывает понятие умного дома, его функционал, способы передачи данных и многое другое. Это все, что необходимо рынку, без чего ему трудно развивать это направление. К тому же предполагается в 2024 году принятие ГОСТа умного дома.

Поэтому, хотя национальные стандарты и не обязательны для исполнения, но опираться в этом деле больше не на что. Бизнесу выгодно делать так, как записано в нормативах, это помогает договариваться всем игрокам. А те, кто этого не захотят, могут оказаться вне главного процесса.

Следует иметь в виду, дополняет Константин Михайлик, что на базе стандартов будут формироваться основные требования к устройствам, применяемым в умных домах. Бизнесу просто нет смысла заниматься индивидуализацией процесса, если есть возможность использовать типовые, понятные всем решения. Это ведет как к снижению затрат самого строительства, так и последующей эксплуатации объекта.

Сейчас говорить о размере экономии преждевременно, процесс только в самом начале. Но то, что экономический эффект будет, нет сомнений, уверен Андрей Зарянин.

Пока национальные стандарты будут применяться для новостроек. На втором этапе они затронут и дома, которые прошли капитальный ремонт. Для этого потребуется время, но то, что оно настанет, участники процесса не сомневаются.

Знаковое событие

Окончательная судьба стандартов, насколько они окажутся применимы на практике, зависит от бизнеса — от того, насколько он станет их воспринимать в качестве реальных рычагов реализации своих проектов. А к вышедшим документам у него есть ряд претензий.

Михаил Бочаров, заместитель гендиректора по науке АО «СиСофт Девелопмент», глава комитета по информационному моделированию АРПП «Отечественный софт» уверен, что презентация первых двух стандартов от Технического комитета Росстандарта 194 – это знаковое событие. Хотя бы потому, что подтверждает «материализацию» технологий информационного моделирования, которые все интенсивней интегрируются в нашу повседневную жизнь.

Параллельно возникает ряд вопросов. Например, Никита Уткин, председатель ТК 194, упомянул, что решение относительно стандартов консолидированное. Но ведь нормативные «поляны» «умного дома» и стандартов Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ), разработкой которых занимается профильный ТК 505, сильно пересекаются, а консолидации с ТК 505 не было. Логичнее было бы в этом случае объединить усилия и упростить тем самым ряд аспектов разработки стандартов «умного дома», уже «апробированных» в ходе создания ГОСТ ЕСИМ.

Таким образом удалось бы унифицировать некоторые ключевые определения. А некоторые, например, определение информационной модели и цифрового двойника, не изобретать вновь, а пользоваться утвержденными в Градкодексе и распоряжении Правительства от 31 октября 2022 г. № 3268-р. В стандартах ТК 194 фигурирует также определение электронного документооборота, сформулированное как «программный комплекс для учета входящей и исходящей документации, писем, обращений в электронной форме». Тут возникает вопрос о том, куда в этом случае относить исполнительную, эксплуатационную и другие виды документации. Кроме того, технически «электронный документооборот» – это процесс, а не программа. Действительно ли так необходимо это новое определение?

В то же время было интересно и приятно ознакомиться с предлагаемым ТК 194 определением бесшовного процесса передачи (данных), которое подразумевает что такой передачей от аппаратных или программных модулей до всех задействованных систем будет та, которая основана на принципах полной интеграции, без применения ручного управления. Для имеющего импортное происхождение IFC эти критерии представляются малодостижимыми.

Подводя итоги необходимо отметить, продолжает эксперт, что процессы стандартизации информационного моделирования идут полным ходом. И если они будут идти в одном направлении, для российских ТИМ и их пользователей новости об этом станут еще более позитивными. Ведь чем единообразнее будет «нормативка» в сфере цифровых технологий и ТИМ в частности, тем проще будет с ними пользователям, и тем активнее будет расти их круг, что, по сути, является общей задачей всех специалистов, занимающихся развитием этого направления в России.

Владимир Гурвич