Очередная премия « Рынка Недвижимости» убедительно показала, что на рынке у нас достаточно классных проектов
Подведены итоги «Рекорды Рынка Недвижимости» — ежегодной международной премией за достижения на рынке российской и зарубежной недвижимости. Первая такая награда была присуждена в 2010 году. А в этом году это происходит уже в 16 раз. За этот период этот конкурс проектов завоевал серьезную репутацию, и в России считается аналогом Оскара в этой сфере. Однако наше издание в данном случае больше интересует не сами победители и те объекты, которые были отмечены в качестве лучших, а сколько компетентная оценка и анализ важных рыночных трендов от лауреатов.
Настало время обновления
Но прежде всего немного о самой премии. Тем более, в этом году она подверглась определенному ребрендингу. Как рассказывает Генеральный директор Московского Бизнес Клуба, руководитель премии «Рекорды Рынка Недвижимости» Анна Маркина, появился новый логотип. Он выполнен на основе кремлевских рубиновых звезд. В самих вручаемых наградах используются дорогие материалы.
Так же премия «Рекорды Рынка Недвижимости» выпустила свои значки с надписью: «Проверено. Победитель премии «Рекорды Рынка Недвижимости». По словам Анны Маркиной, это своеобразный знак качества проекта, который прошел самую тщательную экспертизу на эстетическую красоту и высокий уровень исполнения. И уже 14 лет в конце года по итогам премии специальной вкладкой выходит Путеводитель по лучшим объектам и компаниям лауреатов, который становится ориентиром выбора недвижимости для миллионов ее приобретателей.
Спрос на отделку не растет
Теперь поговорим о некоторых трендах рынка недвижимости, точнее, то, как видят их лауреаты премии. Одним из актуальных вопросов на нем остается продажа квартир и домов с отделкой или без нее. Тренды тут регулярно меняются; то увеличивается доля жилья, реализуемого уже целиком готового, то она снова снижается. Что происходит в данный момент?
Яна Глазунова, генеральный директор VSN Group – одной из ведущих риэлтерских компаний страны отмечает, что по ее данным 40% квартир реализуется с отделкой и 60% — без нее.
Не все застройщики стремятся внести в ДДУ пункт о сдачи квартир с отделкой. Причины разные, для некоторых компаний это дополнительные риски и неоправданные затраты, эти работы не вписываются в их экономическую модель, некоторые — просто не в состоянии выполнять их.
При этом, чем выше класс недвижимости, тем меньше спрос на отделку, Состоятельные покупатели сами желают сделать квартиру или дом под себя, реализовать свои представления об идеальном жилье, дополняет коллегу Ольга Геннинг, заместитель коммерческого директора SEZAR GROUP.
Квартиры с отделкой преимущественно приобретают те, кто покупает жилье не ради проживания, а ради инвестиций, говорит Марина Любельская, первый заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ». И чем больше таких покупателей в доме, тем больше в нем квартир с отделкой.
В этом вопросе есть и другой нюанс, часть людей покупают жилье без отделки, чтобы сэкономить на его стоимости. Но часто в конечном итоге им отделочные работы обходятся дороже, чем, если бы они сразу купили недвижимость под ключ, добавляет Станислав Волков, директор по маркетингу компании: «494 УНР». Что же касается продавцов, то с отделкой было продавать выгодней, когда действовала программа льготной ипотеки. После того, как она была отменена, это стало менее доходным делом.
В сегменте офисной недвижимости отделка не стала нормой, говорит директорам по продажам компании Parade Pro Антон Любин. И скорее в ближайшее время не будет. Здесь идут другие процессы, происходит децентрализация коммерческих объектов, которые из центра города мигрируют ближе к МКАД и даже ее пересекают.
Эффект сжатой пружины
Другой актуальный вопрос, как станет развиваться ситуация с инвестициями в рынок недвижимости, и какой будет ценовой тренд? От него в немалой степени зависит уровень продаж.
Дарья Молодцова, руководитель проекта девелоперской группы компаний «Кортрос» уверена, что инвестиции в недвижимость сохранятся на стабильном уровне. На данный момент лучше и надежней, чем вложения в нее, ничего нет.
Что касается цен, то, по мнению Даниила Щербакова, медиа директора Dar Development, цены будут расти. Этому способствует ряд факторов. Так, растет стоимость обеспечения сделки, что связано с ростом затрат на рекламу, звонки, и другие сопутствующие операции. Причем, у некоторых девелоперов эти расходы возросли в несколько раз. И как только на рынке недвижимости начнется оживление, ценники сразу начнут переписывать в сторону увеличения. Правда, когда конкретно это случится, пока не совсем ясно.
То, что цены вырастут, согласна и Яна Глазунова. Они и сейчас растут. Да, многие компании предоставляют покупателям скидки, но обычно в том случае, если первоначальная стоимость сделки завышена. Цены станут расти хотя бы потому, что сокращается число новых проектов, а значит, выбора у покупателей будет меньше.
По мнению Артура Терисаяна, инвестора проекта «Папушево Парк», ситуацию на рынке с ценами можно охарактеризовать фразой: эффект сжатой пружины. Даже если они не станут существенно расти, то наступит момент, когда рост резко ускорится. .
И все же ситуация на рынке меняется. Он становится более клиентоориентированный, считает Антон Любин. Покупатели все настойчивей требует скидки и рассрочку, минимальный первоначальный взнос. Так же вырос интерес к локации недвижимости, растет спрос на нее в курортных зонах.
Что еще влияет на цены? Рынок недвижимости движется в сторону слогана: «живи, работой, отдыхай в одном месте», указывает Марина Любельская. Это базовая парадигма современных проектов. Люди не желают ездить далеко ни для работы, ни для отдыха и развлечений. И городская власть требует не просто строить, а комплексно осваивать территории. Причем, номенклатура КРТ постоянно расширяется, она начинает включать не только самые базовые потребности жителей, но и те, что связаны с искусством, развлечением и индустрией отдыха. В таких локациях мы скоро увидим кинотеатры, театры, музеи.
Марк Горский