В Чебоксарах освоили выпуск тяжелых бульдозеров

В Чебоксарах освоили выпуск тяжелых бульдозеров

Импортозамещение – это большой и напряженный процесс, который может быть вполне успешным

Состоялся пресс-тур в город Чебоксары. По приглашению Фонда развития промышленности (ФРП) группа журналистов посетила местный  завод  «Промтрактор». Поводом для мероприятия стал запуск серийного выпуска  новых бульдозеров ЧЕТРА Т30 и ЧЕТРА Т45 и модернизация производство узлов и агрегатов для спецтехники.

Этапы большого пути

Начнем наш отчет с небольшого рассказа о предприятии, которое мы посетили. Завод «Промтрактор» входит в концерн «Тракторные заводы»  и  занимает видное место на рынке машиностроительной продукции. Он производит значительную  долю железнодорожной техники, бульдозеров и тракторов.

 Завод «Промтрактор» — одно из крупнейших предприятий Чувашии, в 2024 году его продукция под брендом «ЧЕТРА» заняла свыше 20% отечественного рынка трубоукладчиков и гусеничных бульдозеров. Вообще, линейка продукции здесь  весьма обширная,  она включает помимо уже названных наименований колесные  погрузчики для коммунального хозяйства, строительства и горной промышленности с возможностью устанавливать на них свыше 40 видов навесного оборудования.

Если совсем ненадолго углубиться в историю, то строительство завода началось 12 января 1972 года. А 30 декабря 1974 года вступило в строй первое  производственное подразделение предприятия – сдаточный корпус. Именно на этой площадке и началось изготовление узлов и деталей будущего серийного трактора Т-330 мощностью 330 л. с.

Мы прибыли на завод в знаменательные для него дни, когда отмечался полувековой юбилей выпуска первого трактора. А потому настроение у работников предприятия было приподнятым.

Бульдозеры пошли в серию

Но это дела минувших дней. Если же говорить о нынешнем дне, то главным событием на заводе стал запуск в серию двух новых моделей бульдозеров — ЧЕТРА Т30 и ЧЕТРА Т45. Особенно знаменательным событием явилось начало производства бульдозера ЧЕТРА Т45, который станет самой  мощной машиной такого класса, выпускаемого в России. Техника предназначена для работы на горнодобывающих предприятиях и в угольной отрасли, а также будет использоваться при реализации масштабных инфраструктурных проектов.

Серийный запуск бульдозеров явился результатом масштабного инвестиционного проекта. Было инвестировано 1,2 млрд рублей, из них 930 млн рублей  предоставлено ФРП в виде льготного кредита.

То, что средства затрачены с пользой, наглядно показала организованная для представителей СМИ экскурсия по заводским цехам. Поражает большое количества новых, а главное современных, высокопроизводительных станков и автоматических линий. Это в свою очередь позволяет существенно снизить количество персонала, до минимума сократить тяжелый и малоквалифицированный труд. А тем сотрудникам, что задействованы в производственном процессе, платить по местным меркам хорошую зарплату.  

Из любой точки земли

Как считают на заводе, удалось сделать современную, надежную технику, ничуть не хуже, чем у иностранных производителей. К тому же, учитывающую специфику России. Бульдозеры приспособлены к работе в суровом отечественном климате, выдерживать большие нагрузки. Одновременно в моделях используются последние достижения в области управления и мониторинга работы моделей.  Так, применена система «Трекматика», разработанная на предприятии. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение машин, контролировать расход топлива, фиксировать наступление аварийных событий.

Ключевым технологическим решением стало применение разработанной на заводе  двухпоточной трансмиссии с блокирующим трансформатором. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что нововведение позволяет повышать производительность труда бульдозеров на 15% и снижать расход топлива на 8% по сравнению с другими аналогичными машинами.

При необходимости на заводе готовы оснастить бульдозеры дистанционным управлением; потенциально ими можно управлять из любой точки планеты. Теперь все зависит от заказчиков, насколько ими будет востребована такой функционал.     

Теперь все зависит от спроса

Нашим конструкторам удалось создать новые модели бульдозеров с учетом потребностей потребителей такой техники, отмечает генеральный директор «Концерн Тракторные заводы» Андрей Водопьянов. И равноценно заменить технику, которая ушла из России.  Серийный выпуск таких машин позволит увеличить долю этой продукции на российском рынке до 70%. Если раньше на нем доминировали иностранные производители из Европы, США, Японии, то теперь количество отечественных машин возрастает. Конечно, конкуренция сохраняется, в частности, с китайцами. Однако появляется возможность бросить им достойный вызов.

По словам   Андрея Водопьянова, значительная доля успеха стало возможной благодаря сотрудничеству с ФРП. На предоставленные средства Фондом  проведена масштабная реконструкция завода, закуплено 98 единиц высокопроизводительного оборудования. Оснащение новыми станками и линиями, что не менее важно  позволяет по-другому организовать весь технологический процесс, увеличить производительность труда и качества всех деталей и компонентов бульдозеров.  

Это позволяет потенциально серьезно наращивать выпуск продукции; предприятие готово к увеличению производственной программы.  До конца года планируетчя выпустить восемь бульдозеров. В дальнейшем все будет зависеть от спроса на них.  Наша же задача обеспечивать высокое качество продукции, которая бы не уступала лучшим мировым аналогам, говорит руководитель концерна.   

На заводе не скрывали от журналистов тот факт, что нынешняя политическая и макроэкономическая ситуация осложняет процесс производства, что далеко не всегда есть возможность приобретать современное импортное оборудование. Однако при наличии желания и умения такие возможности появляются.  Но чтобы они стали бы реальными,  надо приложить немало усилий. Например, пришлось  заменять проверенное западное оборудование на китайские аналоги.

Дело это оказалось не простым и хлопотным, так как приходилось практически с нуля изучать оборудование, которое  производится в Китае. Был сделан ее тщательный анализ и отбор, а затем организована стажировка на выбранных местных заводах. В результате удалось полноценно заменить станки из стран, из которых они раньше импортировались, на китайские, гармонично вписать их в технологический процесс. Это говорит о том, что, несмотря на непростые условия, те, кого они не останавливают, могут добиваться хороших результатов. По крайней мере, в секторе тяжелых бульдозеров это получилось.

Владимир Гурвич