По данным логистической платформы «Монополия», средняя ставка на перевозку грузов автомобильным транспортом по России за первые 2 месяца 2025 года составила 66,6 руб./км. Это на 7% меньше, чем в январе – феврале прошлого года, сообщают «Ведомости». При этом биржа грузоперевозок ATI.SU говорит о снижении за этот же период на 12%, но точных цифр не приводит.
Что касается прошлого года, то динамика ставок на платформах была разнонаправленной. Это связано с разными моделями бизнеса и методиками оценки. Индекс FTL от ATI.SU (отражает динамику цен на грузоперевозки по 100 наиболее популярным направлениям в стране) снизился на 8%. По данным «Монополии», средняя ставка в прошлом году выросла на 8% по сравнению с 2023 годом и составила 69,6 руб./км.
Представитель платформы «Монополия» отмечает, что в 2023 году на рынке грузоперевозок был аномальный рост тарифов. Но уже с января прошлого года они стали постепенно снижаться в месячном выражении. В начале этого года тарифы стали падать еще быстрее: например, за январь тариф упал на 6% в годовом выражении до 68 руб./км, за февраль – на 9% до 65 руб./км.
Несмотря на снижение тарифов, количество доступных для перевозки грузовиков на платформе «Монополия» за первые два месяца 2025 года выросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 88 026 единиц. За последние пару лет логистические компании увеличили свои парки и в основном за счет лизинговых средств и теперь вынуждены его эксплуатировать, поясняют в «Монополии».
Грузоотправители стремятся удерживать стоимость товаров с учетом покупательской способности населения, при этом стоимость затрат на грузоперевозки растет, но не компенсируется увеличением тарифа.
Кроме того, по словам представителя «Монополии» высокая ключевая ставка делает стоимость заемного финансирования и лизинга выше, а также снижает покупательскую способность населения. «В совокупности эти факторы обусловливают снижение тарифов. Эта ситуация может сказаться на финансовой устойчивости отдельных перевозчиков, особенно тех, кто работает с высокой долговой нагрузкой», — считают в «Монополии».
Гендиректор ГК «Делко» Санджар Ашуралиев считает, что складывающаяся ситуация может привести к тому, что в стране высвободится около 30% грузового автопарка. Это спровоцирует рост ставок на 20 – 25% во втором полугодии 2025 года.
Члены Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) прогнозируют рост тарифов на перевозку более чем на 25% в ближайшее время. Негативное влияние на ставки перевозки оказал профицит транспорта и рост ключевой ставки. После этого произошло увеличение процентных ставок по лизингу и кредитам, считает исполнительный директор СЭЛа Ольга Федоткина.