Энергетика в России: косметический закон и недофинансирование

Энергетика в России: косметический закон и недофинансирование

Мы привыкли к тому, что включая выключатель, тут же зажигается свет. И редко задумываемся о том, чтобы так происходило всегда, какую  гигантскую работу надо постоянно проделывать 

Если вести речь о базовых отраслях экономики, то энергетика в этом перечне по праву займет первое место, так как без нее невозможно развитие ни одной отрасли, ни одного сектора народного хозяйства. Отсюда та первостепенная важность всего того, что происходит в этой сфере. В РИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция  председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Николая Шульгинова.

Сроки не определенны, а они поджимают 

    Государство во все времена уделяло вопросам развития энергетики первостепенное внимание. Другое дело, что в разные периоды эти проблемы  и решались по-разному. Что же происходит сегодня в этой сфере с точки зрения глобальных подходов? Как рассказал Николай Шульгинов, начата работа над двумя стратегическими документами. Первый из них: «Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2042 года». И второй – «Стратегия развития энергетики до 2050 года».

Пока речь идет о начальном этапе разработки этих стратегических планов. Дальше продвинулась ситуация с «Генеральной  схемой размещения объектов энергетики до 2042 года». Это не совсем верный подход, сначала целесообразно подготовить Стратегию и уже на ее основе схему размещения. Но пока вырисовывается такая картина.

По мнению председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, даже при такой конфигурации то, что началась работа над «Генеральной  схемой размещения объектов энергетики до 2042 года» является положительным моментом, так как позволяет представить контуры  будущей энергосистемы страны. Становится более ясным, как она будет выглядеть через определенный период, какое развитие и в какой пропорции получат ТЭЦ, АЭС, ГЭС.

Так, важное направление — развитие гидроэлектростанций, предполагается их увеличение мощностей на 8 гигаватт.

По словам  Николая Шульгинова, в этом вопросе мы отстаем от ряда стран: Китая, Японии. Сегодня России обладает мощностей в размере 53  гигаватт, а в США их 100 гигаватт.

Однако надеяться на то, что проблема будет легко решаться, не приходится. Депутат отмечает, что трудно продвигаются  вопросы со строительству  водохранилищ, затопления  территорий. Так же предстоит нарастить мощности атомной энергетики с нынешних 17% до 24% к 2042 году.

Всего же  к 2042 году предстоит ввести в строй 88 гигаватт мощностей. Это огромные инвестиции и государство единолично их не потянет. Нужно использовать все возможности, в том числе вложения частных инвесторов, в частности, крупных энергетических потребителей.  

Но не только речь идет непосредственно об инвестициях, так же увеличивать выработку энергии можно за счет повышения эффективности отрасли. Например, снижение в ней аварийности, что является солидным резервом. Так же следует научиться быстрее строить энергические комплексы.

Как скоро появится  «Генеральная схема размещения объектов энергетики до 2042 года» не ясно, так как существуют проблемы с финансированием разработки документа. Но желательно делать это быстрей; сегодня в России в целом нет дефицита энергии, но есть энергодефицитные отдельные регионы. Особую озабоченность вызывает строительство новых мощностей в Сибири, иначе огромные территории могут ощутить нехватку электроэнергии. Поэтому нужно принимать меры, дабы не усугублять общую ситуацию.

Консолидация продолжится

С подачи Комитета по энергетике ГДЛ были приняты ряд важных законов.  Один из них связан с консолидацией сетевых энергетических компаний. Это необходимо для повышения их эффективности, поясняет  Николай Шульгинов.

Закона об СТСО  (федеральный закон № 185-ФЗ)  вступил в силу в сентябре 2024 года и определил в каждом регионе системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО), а также лишил ряд компаний статуса ТСО. В большинстве регионов статус системообразующих ТСО получили дочерние общества ПАО «Россети».

Зачем нужен этот закон? Далеко не все сетевые компании работают эффективно и вообще работают, поясняет депутат. Например, в Приморье в 2020 году произошла большая авария, вызванная  ледяным дождем и гололедообразованием. В результате были обесточены большие территории. Как выяснилось, из имеющих на тот момент 35 сетевых компаний реально работали всего две.  И это далеко не единственный случай, требуется консолидация всей системы с целью  повышения надежности электроснабжения потребителей, проведение  единой  технической  политики, а так же обретения  возможности участия в устранении аварий не только на своей территории, но и  при необходимости оказывать помощь другим регионам.

Но  принятием закона процесс не завершается. Консолидация должна продолжаться до  тех пор, пока не будет найдено оптимальное количество ТСО, возможно,  3-5  в регионе. Николай Шульгинов уточнил, что  в текущем году ужесточения критериев ТСО не ожидается, однако оно запланировано на 2026 год. Кроме того, опыт, наработанный в ходе консолидации электросетевого комплекса, может быть спроецирован и на теплоснабжение. Сейчас данный вопрос прорабатывается комитетом Госдумы по ЖКХ.   

Теплоснабжение и газификация

Среди других важных документов —  приняты  поправки в закон «О теплоснабжении». Ужесточены критерии готовности энергетических предприятий для получения паспортов готовности. По мнению депутата – это шаг вперед в вопросе повышения стабильности работы всей энергосистемы. Однако пока не все проблемы в этом плане решены. До 40% тепла дают электростанции, а потому часть ресурсов нужно направлять в этот сектор. Но пока добиться этого не удается.

Идет работа и по другим направлениям. Комитет Государственной Думы по энергетике ведет активную деятельность  по социальной газификации, разрабатывается  законодательная  база. Уже принят  закон о регуляторных контрактах в сфере газоснабжения, который позволяет увеличить объемы газификации. А также  в первом чтении были приняты предложения Комитета, решающие проблемы в сфере газораспределения в интересах ускорения программ социальной газификации. Законопроект упорядочивает отношения, связанные с доступом к местным газораспределительным сетям, которые принадлежат лицам, не исполняющим услуги по транспортировке газа по ним.

Так же необходимо навести порядок в бесхозных сетях, считает Николай Шульгинов. Мы выступаем за то, чтобы такие объекты подхватили ГРО. Это  может отразиться на тарифе. Трубопроводы требуют ремонта, налаживания работы, подключения новых потребителей.

В связи с последними событиями на мировом газовом рынке, сегодня внимание переключилось на внутреннее потребление. Оно наращивается. Жители страны ждут  реализации данной программы. Поэтому правительство постоянно держит на контроле развитие социальной газификации и старается улучшить и упростить этот процесс.

Майнинг в законе, но закон плохой

Еще одной проблемой, затронутой в ходе пресс-конференции, стали вопросы майнинга. Принятый в 2024 году соответствующий закон председатель Комитета по энергетики считает «косметическим». Документ только  вводит ограничения, но не дает никаких инструментов по администрированию майнинга и борьбе с нарушителями его положений.

Еще одна сложность в том, что на сегодня  недостаточно правоприменительной практики в отношении недобросовестных майнеров. Да и  энергетики не всегда могут отличить нарушителя от добросовестного потребителя, особенно  в периоды пиковых нагрузок.

Остается открытым и вопрос налогообложения майнинга. На текущий момент майнеры обязаны подавать в Федеральную налоговую службу заявления, в которых указываются необходимые показатели потребления. Однако эта информация так и остается в ФНС, а не передается энергетикам, которым необходимо разрабатывать графики подачи энергии для ограничения нагрузок на сети. Пока же Правительство России запретило майнинг до 15 марта 2031 года полностью в 10 субъектах РФ, а на ряде территорий — в отопительный период.

Марк Горский