Газпромбанк Автолизинг: 410 млрд рублей потратили жители РФ в августе на покупку новых автомобилей

Газпромбанк Автолизинг: 410 млрд рублей потратили жители РФ в августе на покупку новых автомобилей

Это самая большая сумма за последние 11 месяцев

Газпромбанк Автолизинг и агентство «АВТОСТАТ» провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость* по итогам сентября 2025 года. Согласно результатам исследования, в начале осени россияне потратили на покупку новых машин 409,9 млрд рублей. Это на 4,3% больше, чем месяцем ранее (в августе — 393 млрд рублей), но на 13,6% ниже показателя годичной давности (в сентябре 2024-го — 474,5 млрд рублей). Также стоит отметить, что сентябрьский результат является наибольшим за последние 11 месяцев, т.е. с ноября прошлого года. И впервые за это время показатель финансовой емкости рынка преодолел отметку в 400 млрд рублей.

Доля премиум-сегмента приблизилась к четверти

В сентябре увеличилась доля премиальных машин в структуре финансовой емкости. В начале осени в нашей стране было реализовано 12 тыс. новых автомобилей премиум-сегмента, включая люксовые марки (на 15,4% больше по сравнению с продажами августа), что вылилось в потраченные 98,6 млрд рублей (на 14,3% больше, чем в августе). Как следствие, доля премиальных машин в структуре затрат за месяц выросла с 22% до 24,1%.

На этом фоне доля автомобилей массового сегмента в структуре финансовой емкости снизилась — с 78% до 75,9%. При этом объем реализации в этом сегменте уменьшился, а затраты в сентябре увеличились: было продано 110,7 тыс. автомобилей (-1,1% по сравнению с августом) на 311,3 млрд рублей (+1,5%).

«В минусе» оказались только «китайцы»

За месяц затраты на покупку автомобилей снизились только у китайских брендов. В сентябре жители РФ потратили на них 212,6 млрд рублей — на 2,1% меньше, чем месяцем ранее. У остальных марок эти показатели выросли. Затраты на покупку российских машин за месяц увеличились на 7,4% до 64,7 млрд рублей, американских — на 9,8% до 5 млрд рублей, японских — на 10,6% до 33,9 млрд рублей, европейских — на 18,9% до 58,3 млрд рублей, корейских — на 25% до 12,4 млрд рублей.

В структуре финансовой емкости абсолютное лидерство сохранили «китайцы», доля которых составила 51,9%. Далее в затратах сентября следуют: отечественные бренды — 15,8%, европейские — 14,2%; японские — 8,3%; корейские — 3%; американские — 1,2%.

Если рассматривать объемы реализации за месяц, то здесь тоже лидируют китайские марки (63 тыс. шт.), за которыми располагаются российские (37,1 тыс. шт.). Отметку в 5 тыс. единиц также преодолели «японцы» (5,6 тыс. шт.) и «европейцы» (5,4 тыс. шт.). У остальных участников рынка результаты продаж меньше.

Кроссоверы и внедорожники опустились ниже отметки в 80%

Если в августе доля сегмента SUV в структуре затрат превысила 80%, то в сентябре она оказалась ниже. Так, в прошлом месяце было продано 87,1 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, а потрачено на них — 324,6 млрд рублей. Таким образом, на их долю пришлось 71% в штуках и 79,2% в деньгах. По сравнению с августом оба показателя уменьшились. Напомним, что тогда они составляли рекордные 72,7% и 80,4% соответственно.

Вторыми по популярности у россиян остаются автомобили В-класса. По итогам первого осеннего месяца было реализовано 20,1 тыс. новых таких машин на сумму 31,2 млрд рублей. Их доля составила 16,4% в объеме продаж и 7,6% в финансовой емкости.

Что касается остальных сегментов российского авторынка, то доля каждого из них в сентябре как в количественном, так и в денежном выражении не дотянула до 3%.

«В сентябре на покупку новых легковых автомобилей было потрачено 410 млрд рублей. Это наибольший показатель с ноября прошлого года, причем впервые за это время финансовая емкость рынка превысила 400 млрд рублей. Напомним, что в октябре 2024-го был отмечен ее рекордный показатель — 542 млрд рублей. И тогда ключевой причиной роста как продаж машин, так и затрат на их покупку было вступление в силу новой шкалы утилизационного сбора. Как видно, год спустя утильсбор тоже является важнейшим фактором, влияющим на рынок, поэтому с определенной долей уверенности можно сказать, что в октябре нынешнего года стоит ожидать еще большей суммы затраченных средств на покупку новых автомобилей по сравнению с сентябрем», — рассуждает Николай Фомин, директор департамента продаж Газпромбанк Автолизинг.

«Российский авторынок третий месяц подряд обновляет рекорды нынешнего года — с июля по сентябрь продается все больше новых легковых автомобилей. Что касается сентября, то здесь стоит обратить внимание на увеличение доли премиальных машин. Отчасти это связано с предстоящим введением дополнительных показателей для расчета утилизационного сбора. Первоначально новый утильсбор на более мощные (от 160 л.с. и выше) ввозимые автомобили должен был вступить в силу 1 ноября, но теперь этот срок, вероятно, будет сдвинут. Тем не менее, указанное событие способствовало активизации части потенциальных покупателей, которые решили приобрести автомобили сейчас, т.к. потом они будут стоить дороже. В связи с этим в октябре мы увидим еще большие продажи машин, что неизменно повлечет и рост количества денег, потраченных на их покупку», — объясняет Сергей Удалов, исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ».

* Финансовая емкость — сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку новых легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средневзвешенных цен новых легковых автомобилей и их продаж за отчетный месяц.