Лифтовой Саммит 2025: какой будет лифтовая отрасль завтра – решали в Сколково сегодня

Лифтовой Саммит 2025: какой будет лифтовая отрасль завтра – решали в Сколково сегодня

Лифтовая индустрия, возможно, одна из самых незаметных в экономике страны, но если она даст сбой, это быстро заметят все граждане России

Мы все пользуемся лифтами, причем, большинство из нас ежедневно и по многу раз. И испытываем разочарование и раздражение, когда подъемник не работает.  Для современного человека исправно функционирующий лифт давно стал привычной частью нашего комфортного существования. А потому редко задумываемся над тем, каким сложным, является с точки зрения технической конструкции лифтовое хозяйство. Сегодня – это целая отрасль, которая живет в очень непростых макроэкономических условиях. В инновационном центре «Сколково» состоялось знаменательное событие, здесь прошел первый «Лифтовой Саммит 2025», на котором его участники обсудили основные вопросы, которые волнуют лифтовое сообщество. Саммит был приурочен к празднованию Дня работника лифтового хозяйства и проводился при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В рамках Саммита также состоялось открытое выездное заседание Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Первый вид транспорта

Лифт – это первый, а часто и последний вид транспорта, на котором ежедневно передвигается человек. Без него невозможно представить себе современный город. В России существует достаточно развитая лифтовая индустрия, она включает в себя 20 лифтовых заводов и свыше тысячи сервисных компаний.  

 Лифтовая отрасль по своей сути очень динамична, лифты нужны не только для вновь строящихся домов, но и для замены выработавших свой срок. Это серьезная проблема. В 2024 году Президент РФ Владимир Путин подписал указ, в нем он продлил срок службы лифтов, которые требовали замены, на 5 лет, до 2030 года. Речь идет о том, что для тех лифтов, что отработали 25 лет и которые не успели заменить, срок эксплуатации продлевается еще на пятилетие.

 Понятно, что такой документ появился не от хорошей жизни, страна не справилась с задачей замены старых лифтов и вынуждена пролонгировать их работу.  Выделяемых на эти цели средств элементарно не хватает, признает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Есть регионы, которые за последний период вообще не занимались обновлением лифтового парка.

Замена лифтов к 2030 году — это огромный вызов, требующий проведение огромной работы, ведь до окончания срока предстоит установить взамен старых 120 тыс новых подъемных механизмов. Справится ли отрасль с такой задачей?

Как рассказывает председатель Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, в 2024 году разработана Дорожная карта развития лифтовой индустрии.  Причем, некоторые решения, записанные в этом документе, планируют реализовать уже в ближайшее время.

Лифтовое хозяйство нуждается в государственной поддержке, признает депутат. Вопрос: кого следует поддерживать? Нужны критерии для этого; когда они появятся, то можно будет говорить о предоставлении помощи. Но уже ясно сейчас, что она должна оказываться в первую очередь реальным производителям. Так же нужно создавать цепочку от производства до эксплуатации с гарантией качества. Такой системы сейчас нет. А она тем более необходима, что лифты будут становиться все сложней.  

Борьба за умелые руки

Лифтовая отрасль испытывает сильный дефицит всех необходимых кадров. Как свидетельствует Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, по престижу профессия лифтовика на одном из последних мест. Причем, положение практически не меняется с нулевых годов.

Как рассказывает доцент НИУ МГСУ Александр Огарков, в лифтовом хозяйстве не хватает всех видов специалистов. В Москве и Санкт-Петербурге, на одного обслуживающего приходится 60 подъемников, тогда как в СССР – всего 20. Тут не только обслужить, просто обойти все точки времени                                недостаточно.

И пока нет особых надежд, что положение будет улучшаться.  В России всего 9 кафедр, где готовят специалистов по лифтам с высшим образованием. При этом качество обучения не всегда устраивает, нужна большая специализация по отдельным направлениям. К тому же количество обучающихся по этим дисциплинам в последнее время снижается.

Между тем, отрасль нуждается в притоке молодых специалистов. Как и повсюду, здесь идет цифровизация, и нужны молодые головы для освоения новых методов работы.

По мнению Александра Огаркова, система подготовки специалистов для лифтового хозяйства нуждается в преобразованиях. Необходимо возродить практику непрерывной подготовки специалистов, вернуть систему очно-заочного обучения. Так же требуется создание современной лабораторной базы – студенты еще на фазе учебы должны знакомиться со всеми конструкциями подъемного механизма.

  Лифт нуждается в хорошей эксплуатации 

Сегодня эксплуатация лифтов находится не на должном уровне.  Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Совета Федерации Александр  Высокинский считает, что нужна система обслуживания лифтов. А все проблемы начинаются с их монтажа, когда их устанавливают не по четким правилам, а кто как может. 

Впрочем, этому обстоятельству есть свои объяснения. УК часто стараются найти монтажников не по критерию качества их работы, а по стоимости.  Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов приводит такие факты: производство типового лифта в 2021 году обходилось в 900 тыс рублей, сейчас – в 1,3 млн рублей, его монтаж стоил 500 тыс рублей, в настоящее время в 1,3 млн рублей. С такими расценками как тут не попытаться сэкономить.  

По словам генерального директора Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» Алексея Захарова, эксплуатация – самый длительный этап работы лифта. А начинается он с его монтажа. Как показывает практика, это самый ответственный момент, статистка говорит о том, что большинство несчастных случаев, включая смертельные, происходит не по причине заводского брака лифтовой кабины, а из-за некачественной ее установки.

Сегодня эксплуатация лифтов сталкивается с рядом серьезных проблем. Она зависит от качества работы обслуживающих компаний. Но, по словам Алексея Захарова, чтобы такие фирмы работали хорошо, они должны быть уверены в завтрашнем дне. Тогда они станут инвестировать средства в свою деятельность. Но далеко не всегда такая практика имеет место. Если бы они заключали хотя бы трехлетний договор, это внесло бы стабильность в их работу. Но пока до этого далеко.

Следует устанавливать минимальную стоимость работы по обслуживанию лифтов, которую бы хватило для обеспечения всех нужд компании.

Для обеспечения безопасности   эксплуатация лифтов, очень важна процедура полного освидетельства монтажа подъемника. Она должна давать гарантию, чтобы все монтажные работы выполнены качественно. Однако сегодня далеко не так, зачастую монтажная компания сама приглашает специалиста, который даст такое заключение. Но, кто платит, то и заказывает музыку. Вот и получаются недобросовестные заключения о приемке.   

Стресс для лифтов

Особая тема эксплуатации лифтов в доме в период его заселения и массовых ремонтов. Особенно, если квартиры в новостройке сдаются в черновом варианте. Те, кто пережил этот период, знают, как часто в это время ломаются подъемники.

Как рассказывает Елена Хисаева, генеральный директор ГК «ОБРАЗЦОВО», состояние лифта очень зависит от УК; если она с самого начала не наведет в этом вопросе порядок, то его и не будет в дальнейшем.

Задача УК обеспечивать максимально надежную и долгую эксплуатацию лифтового хозяйства МКД. В период массового ремонта она решает вопрос – запускать или не запускать лифт? Но если в доме много этажей, последний вариант вряд ли возможен.

Проблема в том, что в наших домах нет чисто грузовых лифтов, в лучшем случае они грузопассажирские. А это совсем другой их класс. Поэтому, чтобы  спасти лифт, он весь обшивается разными материалами. Но этого недостаточно, нужно так же проводить с собственниками воспитательную работу, считает Елена Хисаева. В первую очередь им надо объяснить, что нельзя возить сыпучие грузы, они должны быть надежно упакованы, так как пыль откладывается на конструкциях. Их последующая починка обходится дорого.

Беда в том, что значительная часть делающих ремонт рабочих приезжают к нам из ближнего зарубежья. У них иная культура, да и вообще, им нет дела до сохранности лифтов. В этом случае спасти ситуацию можно единственным способом — выделить специального человека, который будет контролировать порядок перевозки грузов.

Для лифтов это сложный период, который требует от пользователей особого к ним отношения. Это вызывает неудобства, недовольства жителей. Но, как говорит   Елена Хисаева, это время надо пережить, потом люди скажут УК «спасибо» за то, что сохранили в исправности лифтовое хозяйство.

Китайский вариант

Система технического обслуживания лифтового хозяйства в Китае одновременно похожа на российскую и существенно отличается от нее. Главное отличие в том, что в стране не устанавливаются сроки работы лифтов, их заменяют по мере того, как действующие модели устаревают. А это происходит довольно быстро, учитывая тот факт, что местная лифтовая индустрия быстро развивается и регулярно предлагает рынку новые образцы.

Но и в этих условиях нужно следить за текущим состоянием каждого лифта. Для этого они проходят ежемесячный мониторинг. При этом лифтами в основном управляют дистанционно, а в случае необходимости блокировку или устранение неисправностей ликвидируют в режиме реального времени.

Это позволяет делать наличие в кабинке монитора для связи с оператором. Если, к примеру, пассажир застрял, то он может связаться с ним по видео изображению. В Китае строго следят за состоянием подъемно-транспортных механизмов, с этой целью им присваивают баллы. Высший, когда всех исправно работает, – 100 баллов, если меньше 90, то такой механизм останавливают на ремонт.

Для повышения уровня профилактической работы и ремонта  используется мобильное приложение  «Дандин». Так же у каждого лифта есть QR. Оборудование меняют по старости или если оно сильно шумит.

Следует отметить, что хотя китайская лифтовая промышленность работает активно, но во многих случаях замене лифтов предпочитают их модернизацию. Объясняется это экономическими причинами; она дешевле на 30%, и на 60% требуется меньше времени. При этом сохраняются все элементы старой техники, которые можно использовать. После модернизации лифт становится как новый и может еще возить пассажиров 15 лет.

 Владимир Гурвич       

Фото: ИА Строительство