В 2023 году Газпромбанк приобрел 14 Торговых центров «Мега». За 2024 год была проделана большая работа – сменилось управление, сократилось количество свободных вакантных площадей, появились новые бренды. Сегодняшние «Меги» сильно отличаются от тех, что были раньше, но, по словам заместителя председателя правления Газпромбанка Тиграна Хачатурова, торговые центры будут развиваться и дальше.
«Мы очень внимательно следим за тем, что хотят покупатели, а также как развиваются торговые центры на рынке, кто генерирует спрос. Наша основная задача — выбрать лучших арендаторов с лучшими форматами и сформировать максимально актуальное предложение для наших посетителей», — говорит Тигран Гарикович Хачатуров.
Будет ли ребрединг «Меги»
О ребрендинге в ТЦ «Мега» речь не идет: узнаваемость бренда превышает 82%, и новое руководство намерено развивать и усиливать его позиции. Позиционирование будет адаптироваться в соответствии с изменениями на рынке, чтобы лучшим образом удовлетворять потребности целевой аудитории торговых центров, утверждает правление Газпромбанка.
Сейчас акцент делается на повышение операционных показателях. В 2024 году наблюдался рост «операционки» на 46%, в 2025 году планируется повышение показателей еще на 30%.
«Первоочередная цель — это добиться радикального роста качественных посещений. То есть мы хотим расширить зону охвата каждого торгового центра, а также сделать так, чтобы у людей чаще возникало желание и потребность их посетить. Мы приняли курс на качественное обновление состава арендаторов, которые способны привлечь в «Меги» новый трафик и высокие обороты», — отметил Хачатуров Тигран Гарикович.
Российские бренды – в приоритете
Новые управленцы «Меги» нацелены на развитие российской торговли, для чего в ближайшее время в ТЦ состоится открытие 9 новых брендов. Сейчас на территории центров работает уже 53 новых российских брендов. Объем продаж у арендаторов увеличивается, особенно в сферах спорта, моды, здоровья, продуктов питания и товаров для дома. При этом важным моментом является индивидуальный подход к каждому из торговых центров: в «Мегах» будет представлен уникальный набор арендаторов, адаптированный под интересы и предпочтения местной аудитории.
Один из примеров выгодного замещения – «Мегамаркет» вместо ушедшей из России «Икея». Этой компании отдано 400 тысяч кв.м в «Мегах», в 11 регионах РФ. «Мы очень тщательно выбирали партнера, считаем, что бизнес-модель „Мегамаркета“ наиболее подходит нам, и мы видим пути дальнейшей коллаборации как в создании на наших площадях классических пунктов выдачи заказа, так и готовим еще кое-какие новинки, которые вы скоро увидите непосредственно на площадке „Мегамаркета“», — считает Хачатуров Тигран.
Аналогичный подход наблюдается при выборе организаций общепита и развлечений. Развитие ТЦ в этом направлении необходимо для повышения трафика. Так, открывшийся в екатеринбургской «Меге» семейный парк развлечений «Тейкабум» привлекает ежемесячно порядка 45 тысяч посетителей. Еще один пример – концепция «Вкусный бульвар», предлагающая кухню разных стран и большой формат общественного питания, увеличил оборот ТЦ на 20%.
Хачатуров Тигран отмечает, что развлечения очень важны для посетителей с детьми, этому направлению уделяется особое внимание. В рамках стратегии, «Меги» планируют существенно увеличить детский кластер, в первую очередь в «Мега Казань» и «Мега Адыгея». Это позволит создать благоприятную атмосферу для семейного отдыха и укрепить позиции ТЦ как центров притяжения для целевой аудитории.
Потенциал «Меги»
Новое руководство сети ТЦ выработало собственную стратегию развития компании. Концепция довольно простая – создание комфортной среды для посетителей, перенимая успешный опыт. Хачатуров Тигран говорит, что «Мега» становится не просто местом для шоппинга, а центром развлечений и досуга. Для этого требуется постоянное развитие, привлечение новых брендов.
«Мы для себя сформулировали простую концепцию — дать нашим гостям намного больше, чем просто шопинг. «Мега» — это пространство для встреч и общения, развлечения для каждого возраста, вкусная еда, яркие эмоции. Торговые центры могут собрать на одной площадке значительный набор брендов, дающий людям возможность выбора. Это особенно важно для категорий фешен, детских товаров и общепита, который все чаще становится отдельной причиной для посещения торгового центра. И, что примечательно, многие уважаемые рестораторы открывают свои проекты именно в торговых центрах», — отметил зампред Газпромбанка Хачатуров Тигран Гарикович.
Для достижения поставленных целей в торговом центре открываются не только магазины и общепит, но и места решения социальных вопросов. К ним относятся спортивные площадки, пункты сборы вторичного сырья, объекты оказания медицинской помощи и т.д.
В дальнейшем не планируется выкуп ТЦ банками, утверждает зампред правления Газпромбанка. Несмотря на активный выкуп похожих организаций финансовыми компаниями, «Меге» это пока не грозит. «В целом все зависит от степени закредитованности торговых центров. Могу сказать, что данная ситуация не относится к «Мегам». У наших торговых центров нет проблем с кредитами, падения оборотов мы также не наблюдаем. Мы стараемся вести очень сбалансированную политику и с оптимизмом смотрим в будущее», — говорит Хачатуров Тигран.
Управление смотрит с оптимизмом на дальнейшее развитие и существование «Меги». В Газпромбанке считают, что у торгового центра большой нереализованный потенциал, поэтому стратегия увеличения потока посетителей будет дополняться и улучшаться.
Что касается востребованности ТЦ, то пока о снижении спроса речь не идет. Хачатуров Тигран Гарикович считает, что несмотря на стремительно растущую популярность онлайн-маркетов, у людей осталась потребность в физическом контакте с товаром.