Стоимость наших дорог: к чему приведет новый метод их ценообразования

Стоимость наших дорог: к чему приведет новый метод их ценообразования

Цены должны соответствовать  реальным экономическим процессам в любой отрасли. Если этого не происходит, рано или поздно в ней наступают плохие времена  

Эффективная система ценообразования в любой отрасли – залог ее экономического здоровья.  В полной мере этот тезис относится к дорожному строительству. Год назад здесь произошел исторический переход от базисно-индексного метода к ресурсно-индексному. Что это поменяло, как отразилось на прокладке магистралей в стране? Об этом шла речь на пленарном заседании Национального форума инфраструктурных компаний. Мы постарались изложить самое важные и интересные моменты, которые прозвучали с трибуны мероприятия.

Ключевой вопрос

Вопрос ценообразования крайне важный. От него напрямую зависит состояние отрасли дорожного строительства.   Как отмечает председатель совета директоров компании «Автобан» Алексей Андреев, дорожное хозяйство – важнейший фактор развития страны. На перевозку грузов приходится до 15% от их стоимости. Транспортные расходы прямым образом влияют на уровень конкурентоспособности экономики. Вот почему так важно все, что происходит в дорожном строительстве.

В 2024 году в отрасли перешли на исчисление цен по ресурсно-индексному методу (РИМ). Однако положение сегодня в этом плане критическое, ряд вопросов не были решены.   

Среди них —  не решен вопрос отраслевых зарплат. Сейчас для расчета сметной стоимости строительства используются региональные нормативы, которые существенно ниже реальных зарплат в секторе дорожного строительства. По словам Алексея Андреева, предприятия в такой ситуации либо залезают  в прибыль, останавливая свое развитие,  либо вынуждены брать кредиты. Итог такой ситуации – отток рабочих в сектора с более высокой заработной платой, рост долговой зависимости компаний. Это ведет к тому, что большое их количество уже банкроты, либо находятся в предбанкротном положении и просят выкупить их у более благополучных предприятий.

По мнению  Алексея Андреева, целесообразно   возобновить практику пересмотра цен госконтрактов. Такой механизм уже действовал для госконтрактов, заключенных до 1 января 2023 года. Им позволялось на фоне скачков цен на ресурсы увеличить стоимость работ до 30%. Но сейчас эта система не работает. Нужно возобновить ее применение и на контракты, действующие  с 1 января 2023 года, считает  гендиректор «Мостострой-11» Нацпроектстроя Николай Руссу.

Так же, по мнению экспертов, следует изменить практику расходов средств на непредвидимые расходы. При строительстве возникают затраты, которые не учитывается сметой. Одна из самых распространенных таких трат – рост оплаты по кредитам. Так же в стоимости контрактов не учитывается фактор роста цен на строительные материалы.

До 90% убытков компаний, ведущих дорожное строительство, вызваны недостатками процесса ценообразования.  Его следует всемерно и быстро улучшать, делает вывод Алексей Андреев.

За какие деньги можно построить объект? 

 Когда все-таки  случится полноценный переход на РИМ? По мнению Владимира Монастырева, заместителя генерального директора АО «Дороги и Мосты», это произойдет, когда будут построены объекты, где цены целиком считаются по этому методу, строительные организации выплатят все налоги и среди них не будет банкротов. А весь этот список условий в немалой степени зависит от наполнения Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), от объективности в ней данных.  Пока  же эта цель не достигнута, комментирует Владимир Монастырев. Разброс между максимальной и минимальной ценой на одну и ту же позицию может достигать от 10-14% до 34-54%.  А потому часто не ясно, во что обойдется сооружение того или иного объекта.

Нужно систематизировать заполнение ФГИС ЦС, определить, какие данные в нее должны попадать, считает  Владимир Монастырев. Стремясь к количественному наполнению платформы, не потерять и качество информации в ней.

Между тем сегодня бывает трудно уловить причины разницы в  ценах по регионам. Зачастую указываются цены на те или иные позиции, которые не соответствуют тем, по которым они реально продаются. Между тем от этих цифр зависит выживаемость многих дорожно-строительных организаций, реальная себестоимость их работы, их сметная прибыль.

 Все дороги ведут в РИМ

Давайте же теперь посмотрим, а что такое РИМ, в чем смысл его применения? Александр Вилков, директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации поясняет, что этот способ ценообразования используют цены 2022 года с индексами пересчета по группам однородных ресурсов. Этим РИМ отличает от базисно-индексного метода, где используют три расчетных индекса по статьям затрат.

Базисно-индексный метод выгоден, когда объект переоценен, РИМ такую переоценку не дает. Привычный базисный метод появился еще в 90-х. Сейчас цены и индексы нулевых давно стали неактуальными. С ними отрасль прожила 23 года, за этот период цены проделали огромную эволюцию.

Положительные стороны РИМа – прозрачность, более реалистичный экономический  подсчет цен, что ведет к прибыли или убыткам в зависимости от качества работы компании.  

К переходу на РИМ Минстрой готовился ни один год, был выполнен большой объем работы, создана новая смертно-нормативная база. Но РИМ будет эффективен при   своевременном  обновления информации в (ФГИС ЦС). РИМ – боле гибкая система, в ней есть возможность по пересмотру отдельных позиций.

Необходим ежегодный пересмотр действующих контрактов, считает директор Департамента ценообразования и ресурсного обеспечения строительства. Лучше достраивать начатые объекты, чем начинать новые, не завершив уже начатое строительство. Министерство экономического развития обещает, что уже в 2025 году публиковать прогнозные индексы цен на ближайшие годы, что позволит подрядчикам лучше планировать свою деятельность.

Если же подводить некоторые итоги, то по словам Александра Вилкова, можно констатировать, что РИМ в дорожное строительство внедрен. Завершается формирование списка дефляторов. Это позволит перейти от твердых цен контрактов к формуле цены контрактов на основе ежегодного пересчета остаточных работ по строительству того или иного объекта.    

Когда интересы совпадают

Дорожные организации  хотят построить дороги, получить за свою работу деньги – и чтобы при этом к ним не было никаких претензий. Заказчики хотят, чтобы прокладка дорог стоила как можно дешевле, а самих дорожных объектов прокладывало больше. Это определенное несоответствие в желаниях порождают проблемы в дорожном строительстве, констатирует Сергей Головин, заместитель начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» по ценообразованию.

Когда дорожные предприятия участвуют в конкурсах на получение подряда, они надеются, что во время строительства цена контрактов возрастет. Но это происходит далеко не всегда, в результате часть из них становятся банкротами или в лучшем случае несут убытки. РИМ – это способ примирить интересы и устремления строителей и заказчиков.

С I квартала 2024 года начался переход на РИМ, сегодня по этой системе работают 84 региона, сформировано 148 ценовых зон, в ФГИС ЦС появилось в 6 раз больше ценовых показателей, чем раньше. Проблема в том, что многие компании размещают в таблице недостоверные цены.  «Главгосэкспертиза» проверяют их на правильность; если они оказываются искаженные, то в следующем квартале  отправители их меняют. Это очень важное дело, так как государство стремится к прозрачному ценообразованию. Это требуется, в конечном счете, и самим строителям, только так они могут формировать реальные планы и показатели своей деятельности.

Владимир Гурвич