Стройкомплекс 2025: МКД и инфраструктура, ЖКХ и тарифы, лифты и капремонт…

Стройкомплекс 2025: МКД и инфраструктура, ЖКХ и тарифы, лифты и капремонт…

В России продолжается законодательный марафон в сфере строительства и ЖКХ. Законов принимается много, что касается пользы от них, судить потребителям   

Стройкомплекс страны и рынок недвижимости под воздействием сложной макроэкономической ситуации и снижением спроса на жилье все глубже втягивается в непростую ситуацию. Ее динамика  во многом будет зависеть от того, как станет регулировать государство эту огромную сферу. В том числе и по линии законодательства. Своевременно принятые нужные законы могут оказать серьезное позитивное воздействие. Именно о том, что собираются предпринять в этом плане представители третьей власти, рассказал на своей пресс-конференции Председатель Комитета ГД по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Год прошел не зря

По словам председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, Государственная Дума рассматривает большое количество законопроектов из сферы строительства, недвижимости и ЖКХ. Не стал исключением 2024 год, когда были приняты целый ряд важных законов. Среди них – введение эскроу-счетов в сферу индивидуального жилищного строительства. Использование этого механизма позволит увеличить объемы частного домостроения.

Был принят закон, который объединил всю ответственность застройщика за результаты своего труда. Раньше эти нормы тоже были прописаны, но разбросаны в разных законодательных актах. Теперь они объединены под одной «крышей».

Один из самых важных законов связан с запретом строительства МКД в КРТ без соответствующей социальной и инженерной инфраструктуры.

Еще один законодательный акт направлен на повышение контроля со стороны властей за проведение капитального ремонта домов. Как заметил Сергей Пахомов, сам институт капремонта работает у нас не слишком хорошо, количество аварийных строений не сокращается. Теперь регионам предоставляется право менять очередность проведения капремонта в зависимости от складывающейся ситуации.

 Среди других законодательных новел – положения, направленные на продление жизненного цикла домов, о введении возможности проведения общих собраний собственников через Госуслуги.

Упор на ЖКХ

С точки зрения законодательной работы 2025 год обещает стать более интенсивным и насыщенным, нежели 2024 год, отметил Сергей Пахомов. Будет рассмотрено большое число законодательных инициатив, однако основной акцент сделан на сфере коммунального хозяйства. В частности, Комитет принимал участие по выработке рекомендаций по реформе ЖКХ, эти предложения обсуждались на правительственном часе в ГД.

В чем смысл реформы ЖКХ? Сектор остро нуждается в модернизации, но она должна заключаться не просто в замене старых коммуникаций на новые, а в выработке новых подходов в работе коммунального хозяйства.

Говоря в целом о  планах на 2025 год, Сергей Пахомов перечислил основные ключевые задачи. Это наведение порядка в инвестиционных программах для РСО, который начинается с устранения их формальных и фактических недостатков и заканчивается введением отчетности и контроля в данной области.

 Повышение качества работ и услуг, оказываемых в сфере ЖКХ за счет внедрения цифровизации основных процессов.

 Усиление роли властей в деле управления МКД. Ситуация такова, что требуются уже не точечные решения, а серьезная модернизация всего этого сектора. При сохранении рыночных отношений  ответственность и значение местных органов власти будет повышена. Во многом это будет сделано за счет  пересмотра и оптимизация полномочий органов ГЖИ, которые должны контролировать не только исполнение управляющими организациями своих обязанностей по управлению МКД, но и исполнение таких обязанностей иными субъектами данных правоотношений, в том числе собственниками.

В стране сложилась сложная ситуация с лифтовым хозяйством, количество заменяемых лифтов не успевает за их износом и выбытием.  Внесен законопроект, который направлен на наведение порядка и введение прозрачности в этой отрасли.

 Будет разработана процедура по упрощению взыскания просроченной задолженности по ЖКУ посредством расширения сферы применения нотариата. Как рассказывает Сергей Пахомов, эта практика «подсмотрена» в Белоруссии, где она доказала свою эффективность. Суть ее в том, что оплата задолженности происходит не через суд, а через нотариуса. К нему приходят счета о долге, тот направляет их должнику, которых их гасит. Но если он платить не соглашается, вот тогда проблема разрешается через суд.

Еще одна тема, требующая законодательного решения, — расширение полномочий Фонда развития территорий, в том числе по направлениям работы с обманутыми дольщиками и недостроенными объектами-МКД. Сейчас у структуры нет полномочий и средств для решения вопросом по недостроенным домам. Такой механизм, возможно, появится. При этом надо понимать, что далеко не всегда есть целесообразность достраивать строение.  Но тогда надо понимать, что с ним делать, и как использовать эту площадку. Отдельный вопрос о частных недостроях, которых так же немало. Сейчас этот вопрос по сути дела не имеет правовых решений. Нужен юридический механизм, который бы заставлял собственника либо достраивать свой дом или его сносить. Кроме того, будет уделено внимание направлению повышения энергоэффективности объектов жилищного фонда.

 Управление коттеджными поселками. По признанию депутата, законопроект завис в ГД. В весеннюю сессию планируется выход на его принятие. Если это случится, то это поможет урегулированию  правоотношений в данном сегменте рынка.

Разумеется, этим перечнем не ограничится список задач, над которыми будут работать депутаты. Так, в планах есть намерение доработать  законопроект об энергосервисных контрактах.

Главная задача всего этого законотворческого процесса – навести порядок в соответствующих сферах, и прежде всего, в ЖКХ, подчеркивает Сергей Пахомов. А тут очень много нестыковок. Так, зачастую схема теплоснабжения не соответствует генеральному плану города. В итоге дома строятся, а коммуникаций к ним нет.

У нас очень мозаичная ситуация с тарифами. Есть соседние регионы, где, к примеру, плата за отопление может отличаться в несколько раз. Понятно, что никаких экономических обоснований для такого различия нет. Наведение элементарного порядка в сфере ЖКХ дает большой эффект. Задача законодателей дать правильные для этих целей инструменты, подчеркивает Председатель Комитета ГД по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

Марк Горский

Фото: интернет