Если в экономике существует доступное финансирование по приемлемым процентам, то оно способно быстро изменить ситуацию в ней к лучшему
Состоялся очередной пресс-тур Фонда развития промышленности (ФРП), в котором принял участие обозреватель ИА «Строительство». На этот раз в город Брянск, на предприятие «Группа компаний машиностроения и приборостроения (ГКМП)». Здесь освоено единственное на сегодня в России производство асфальтоукладчиков.
Брянск – промышленный город
Сегодня, когда на первый план выходит вопрос финансирования проектов, для предприятия полученный от фонда кредит в 281 млн рублей стал важнейшим фактором запуска производства. В данном случае речь идет о совместном займе Фонда развития промышленности Брянской области и Федерального фонда.
По словам Сергея Сергеева, директора Фонда развития малого и среднего предпринимательства Брянской области, есть несомненная выгода, когда обе эти организации работают совместно. Это позволяет предоставлять кредиты по невысокой процентной ставке и тем самым запускать новые производства. В частности, ГКМП получил заем под 3% годовых, при этом первые два года предприятие будет платить кредиторам только сами проценты.
Финансирование производства асфальтоукладчиков – далеко не единственный проект в области. В каждом третьем из них, а именно в 7 из 21 это совместное предоставление льготных кредитных средств. Всего таким способом выдано 986 млн рублей.
Сергей Сергеев считает, что кредитование ГКМП стало одним из успешных подобных начинаний. Деньги предприятию были выданы осенью 2023 года. И за короткий срок — немногим более года, было организовано производство полного цикла и стала выпускаться продукция.
По мнению Алексея Горбатко, начальника отдела по работе с промышленными предприятиями и мониторинга социально-экономической ситуации Департамента промышленности, связи транспорта Брянской области, такие инициативы позволяют региону успешно развиваться. За последние 10 лет объем промышленной продукции в нем возрос в 4 раза. Модернизированы 16 производств, в том числе с участие местного Фонда развития малого и среднего предпринимательства. Все это способствует выпуску новой продукции, освоению новых рынков. Происходит импортозамещение, причем, речь идет не просто о зарубежных аналогах, а об изготовлении изделий более высокого качества. И асфальтоукладчики ГКМП наглядное тому доказательство, по ряду параметров они превосходят иностранные технику. Такие проекты позволяют Брянску по праву считаться промышленным городом.
Новый завод на старом месте
История появления на реке Десна единственного в стране серийного производителя колесных и гусеничных асфальтоукладчиков достаточно уникальная, но при этом весьма характерная для последних десятилетий России. Еще не так давно практически весь рынок этой продукции занимали компании из Германии, США, Швеции и Японии. После того, как они массово покинули нашу страну, их место прочно заняла китайская техника.
Как рассказывает генеральный директор «Группа компаний машиностроения и приборостроения» Николай Инютин, идея по выпуску асфальтоукладчиков возникла не на пустом месте. Там, где сейчас находятся цеха ГКМП, располагалось другое предприятие, которое существовало еще с советских времен. Оно выпускало асфальтоукладчики. Но приблизительно к 2015 году находилось в тяжелом финансовом состоянии, и было уже не способно эффективно работать.
Руководство ГКМП решило выкупить у завода документацию по производству асфальтоукладчиков. Но когда детально познакомилось с ней, то поняло, что эта продукция по сути дела вчерашнего дня, обладает целым рядом конструктивных недостатков, что приводит к тому, что эти машины сильно уступают по своему техническому уровню импортным аналогам. Поэтому было принято решение на базе старого образца создавать новый, более современный.
Но когда выпустили опытные партии новой техники, стало понятно, что для успешной работы завод нуждается в новом оборудовании. Обратились в ФРП, который после изучения вопроса выдал кредит на пять лет.
Благодаря льготному займу ФРП мы получили возможность оснастить производство современным оборудованием и перейти от единичного выпуска к серийной продукции, продолжает Николай Инютин. Наша цель закрыть до 10% потребности в ней и в дальнейшем увеличивать свою долю на рынке. Кроме того, ведутся работы по проектированию тротуарного асфальтоукладчика.
Но потребовалось не только переоснащать производство, но и менять весь процесс работы на рынке. Была создана сеть дилерских центров; на данный момент они действуют в пяти городах в разных регионах страны. Это позволяет не только более успешно наращивать продажи асфальтоукладчиков, но и гораздо более оперативно и эффективно налаживать послепродажное обслуживание.
Одновременно идет модернизации всей линейки продукции, она дорабатывается в соответствии с замечаниями потребителей.
Сегодня предприятие производит две модели колесных и три модели гусеничных асфальтоукладчиков. Ежегодная возможность выпускать до 100 единиц техники. Пока уровень локализации составляет 90% с перспективой довести этот показатель до 98%.
Брянские асфальтоукладчики работают со всеми видами асфальтобетонных смесей, при этом машина под названием «Десна 2100» позволяет укладывать асфальтовое полотно шириной до 13 метров.
ГКМП является одним из самых успешных предприятий на Брянщине, недавно число работающих превысило 1000 человек, здесь так же одна из самых в области высокая заработная плата. Да, как и везде, есть дефицит квалицированных кадров; так как нет эффективной системы их подготовки, то большую часть персонала приходится готовить на рабочих местах. Но эти сложности не останавливают развитие.
Владимир Гурвич