
Экономический кризис приводит к ситуации, когда возвращаются те явления, которые, казались, навсегда ушли в прошлое.
Положение в отрасли строительных материалов осложняется. Особенно заметно это происходит в цементной промышленности, где дисбаланс быстро увеличивается, как под влиянием внутренних факторов, так и в силу внешнего воздействия, прежде всего, из-за ухудшения макроэкономической ситуации. И хотя все проблемы вроде бы очевидны, пока не видно со стороны чиновников желание находить для них адекватных решений. Об этом шла речь на круглом столе: «Варианты развития рынка бетона, цемента и строительных смесей», который состоялся в рамках XXVII Международного строительного форума: «Цемент. Бетон. Строительные смеси».
Рынок со сломанной рукой
Главная проблема цементной отрасли России – стабильное снижение спроса на ее продукцию. Причем, согласно прогнозу, этот тренд продолжится, как минимум, в ближайшие два года. По оценке вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина, в 2027 году ввод жилья в стране может упасть на 30%.
Это происходит на фоне большой недозагрузки отрасли. Ее потенциальные мощности рассчитаны на производство 104 млн тонн цемента, в 2024 году его потребление составило 64,2 млн тонн. Таким образом, мы производим продукции примерно на 40 млн тонн меньше, чем можем, отмечает исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий.
Но при этом в отрасли рыночные силы действуют весьма своеобразным образом, несмотря на профицит мощностей, периодически появляются проекты строительства новых цементных заводов. Например, муссируется идея по созданию производства в Калужской области.
И не только там. В Хабаровском крае в тайге частные инвесторы хотят создать новое цементное предприятие. Причем, к заводу намерены построить дорогу стоимостью в 20 млрд рублей, правда, за государственный счет.
Зачем? спрашивает Евгений Высоцкий. Причин, скорее всего тут три. Как некогда считалось необходимым в каждой губернии иметь свой свечной заводик, так и сегодня регионы хотят иметь на своей территории цементное производство.
Второй фактор заключается в том, что в силу неравномерного распределения заводов по территории страны среднее плечо доставки продукции превышает 1 тыс км. Это увеличивает затраты на транспортировку и логистику.
Третье обстоятельство – в силу переизбытка мощностей конкуренция на рынке сильная. И многие производители, не считаясь с затратами, стараются отхватить себе как можно большую долю.
Можно сделать вывод, что этот сегмент рынка стройматериалов сильно искажен и рука рынка, если и действует, то несколько странным образом. Инвесторы продолжают рассматривать проекты по выпуску цемента, при этом наблюдается дефицит внимания с их стороны к смежным секторам, таким, как производство теплоизоляции, строительного стекла, сухих строительных смесей. А ведь спрос на цемент растет, в том числе и тогда, когда развиваются и эти производства.
К сожалению, констатирует Евгений Высоцкий, надеется на то, что цементная промышленность быстро преодолеет кризисные явления, не приходится, сегодня на рынке наблюдается идеальный шторм, который проявляется целым набором факторов. Растет импорт цементной продукции, увеличивается себестоимость производства, высокий банковский процент по кредитам затрудняет модернизацию предприятий, возрастает регуляторное давление, удорожает логистика, в первую очередь, связанная с перевозкой цемента по железной дороге, которая сокращается. И само собой цементный сегмент экономики не обходит рост налогообложения.
Все флаги в гости к нам
Отдельная тема – быстрый рост импорта цемента. Ситуация выглядит парадоксальной на фоне огромного количества свободных мощностей. Тем не менее, это происходит. По данным Дарьи Мартынкиной, исполнительного директора НО «Союзцемент», в 2025 году завоз продукции уже составил 3,7 млн тонн. И это еще не окончательная цифра. К тому же кроме легальных поставок есть еще и «серые» поставки. Об этом косвенно свидетельствует рост числа выдачи сертификатов соответствия. Так что на самом деле, этот показатель может быть значительно выше.
Цемент поступает к нам из стран – членов ЕАЭС, из Вьетнама, Турции. В Иране количество заводов, поставляющих свою продукцию в Россию, возросло на 260%, заметно увеличилось и число представительств в нашей стране, обслуживающих интересы иранских цементников.
Проведено исследование о влияние импорта цемента на экономику России. Был сделан вывод о том, что он отрицательно воздействует на нее. Но тогда почему он продолжается?
По словам Дарьи Мартынкиной, есть несколько основных причин. Но главная — импортный цемент дешевле отечественного. За рубежом цементные заводы в той или иной степени субсидируются правительствами, а у нас все только дорожает, что прямым образом отражается на себестоимости. По оценке НО «Союзцемент», цементники не в состоянии влиять на 55% видов затрат на выпуск продукции.
Ситуация, мягко говоря, тревожная. В России в совсем недалеком будущем может произойти то, что сегодня происходит в соседнем Казахстане.
Казахский синдром
Доля импорта на местном рынке достигает 8-10%. 2025 год идет на рекорд по этому показателю, поставки из-за рубежа достигают 1,5 млн тонн, отмечает Дарья Мартынкина. В стране действуют 16 заводов общей мощностью в 11 млн тонн.
Страна не испытывает особого голода в цементной продукции, но при этом ее импорт быстро растет. Лидер тут Узбекистан, который за последнее время увеличил поставки на 600%. Большой поток идет из Ирана, причем, часть его находится в «серой» зоне.
Особая роль принадлежит Китаю. Несмотря на наличие местных мощностей, китайцы инвестируют в строительство новых предприятий. Уже несколько из них введены в эксплуатацию.
Какой же итог? Три казахских заводов уже закрылись и на очереди еще один. Причем, речь идет не об устаревших предприятиях, а вполне новых, построенных не так давно. Если положение в России не изменится, то нас может ожидать казахстанский сценарий.
Можно ли его не допустить? По мнению Дарьи Мартынкиной, с этой целью срочно нужно предпринять ряд мер. Введение дополнительных таможенных пошлин на импортную продукцию; автоматическое лицензирование импортных поставок, что позволит заранее их отслеживать; выравнивание условий конкуренции между отечественными и зарубежными производителями; ведение системы самоограничений путем достижения договоренности с иностранными цементниками; возвращение пошлины в 3% на импорт из Ирана.
Все это надо делать срочно, считает исполнительный директор НО «Союзцемент», иначе на фоне снижения спроса, уже в скором времени можем увидеть банкротство цементных заводов уже не в Казахстане, а в России.
Назад в будущее
На фоне роста импорта и снижения спроса обостряется проблема качества цемента. Наталья Стржалковская, руководитель департамента по техническому маркетингу АО «ЦЕМРОС» считает, что рост импорта напрямую влияет на качественные характеристики продукции на рынке. В других странах свои нормативы на производство цемента, которые далеко не всегда совпадают с российскими. Продукция производится из разных компонентов, а потому имеет и отличные от наших стандартов характеристики. Не случайно, к примеру, цемент из Ирана при использовании смешивается с отечественными брендами, так как эта импортная продукция не полностью соответствует российским требованиям, в частности, в морозостойкости.
Но неверно все валить на импорт, отмечает эксперт. В связи с ухудшением экономической ситуации, многие потребители стали использовать более дешевые марки зачастую без минеральных добавок. Возвращается тренд прошлых годов, который казался бы остался навсегда в них.
Это тревожная тенденция, ведь чем хуже цемент, тем хуже и бетон, а значит, на строящихся из него объектах снижаются прочностные и долговечные характеристики. Зачастую это видно даже визуально, многие конструкции, сооруженные из таких материалов, быстро покрываются трещинами.
Сегодня всех охватило стремление снижать себестоимость, сокращать затраты. Но во многих случаях это происходит не за счет внедрения технологических инноваций, а за счет применение более дешевых, а. следовательно, и менее качественных материалов.
Владимир Гурвич