Сегодня весь мир, включая Россию, вступил в эру цифровых технологий. Буквально с каждым днем они завоевывают все новые сектора и пространства, подчас резко меняют нашу как производственную, так и повседневную жизнь. Но проблема в том, что не только многие люди, но и немалая часть бизнеса смутно представляет, как жить и работать в этой реальности. Без поистине грандиозной кампании по ликвидации цифровой неграмотности не обойтись. Государству в одиночку с этой задачей не справиться, немалую лепту в ее решение должно внести предпринимательское сообщество. И наиболее продвинутая его часть прекрасно осознает это предназначение, активно занимаясь продвижением своих решений. Среди них – АО «СиСофт Девелопмент». О том, каким видят в компании свой вклад в это дело, рассказывает руководитель направления по работе с учебными заведениями Сергей Галкин.
– Сегодня компания «СиСофт Девелопмент» на ниве образования молодых кадровактивна как никогда. Что вас подвигло заняться этой деятельностью и с какого возраста вы начинаете обучение премудростям цифровой экономике?
–Наша компания достаточно давно занимается работой с учебными заведениями. Первоначально, до создания отдельно выделенного направления, это была инициатива моих коллег, сотрудников различных подразделений компании: технических специалистов, менеджеров, маркетинга. Примерно год назад было решено систематизировать деятельность и выделить ее в отдельный кластер. Я и пришел в «СиСофт», чтобы придать этой деятельности системный подход. Причем уже изначально речь шла о сотрудничестве не только с высшими учебными заведениями, но и в целом со всей образовательной системой страны. И хотя, конечно, вузы и сузы – это приоритетное направление работы, в наши планы входит также сотрудничество и разработка материалов для школ, в первую очередь– в рамках профориентации школьников. Не секрет, что строительные специальности не вызывают у юношей и девушек большого интереса (все хотят в ИТ) и об этом нам часто говорят преподаватели вузов. Поэтому нужно привлекать молодых людей в профессию новыми технологиями. Тех, кто родился в эпоху повсеместной цифровизации, трудно заманить на стройку перспективой того, что нужно ходить с рулеткой и в сапогах по грязи в любую погоду и в любое время года. Надо рассказывать ребятам, что строительные специальности – это современно, это интересно, это модно и это, по сути, новейшие технологии, которые им предстоит осваивать и развивать. И таких специалистов в настоящее время очень не хватает. Отсюда перспектива карьерного роста для тех, кто освоит такие новые возможности. Это крайне важный аспект, потому что человек, когда он выбирает себе специальность, должен понимать, что она не умрет через пять-десять лет, а просуществует в течение всей его профессиональной деятельности. Сейчас в строительстве активно внедряются технологии информационного моделирования. С самых разных трибун постоянно звучат речи о колоссальной нехватке таких специалистов. За короткое время необходимо подготовить и переподготовить по этому профилю огромное число людей. Что составляет большой вызов для системы образования. И такие компании, как наша, должны внести в это дело свой весомый вклад. А именно – в сжатые сроки помочь учебным заведениям создать соответствующие учебные программы и начинать готовить новых специалистов. Я очень рад тому, что мы находим понимание со стороны вузов и колледжей, которые также активно включились в этот процесс. Причем очень важно обращать внимание на подготовку не только проектировщиков и ТИМ-координаторов, так называемых специалистов топ-уровня в среде информационного моделирования, но и среднего управленческого состава строительных организаций, поскольку это основная масса специалистов – пользователей информационной модели (ИМ). Без поддержки, без подготовки таких специалистов вся идея внедрения информационного моделирования в строительстве может быть саботирована. Ведь мы говорим об использовании ИМ на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения. А сейчас информационная модель используется даже не на всех этапах создания ОКС.
– Насколько реально, что специалисты среднего звена станут работать в такой системе?
–Это более чем реально. Уже есть успешные примеры. Но, к сожалению, чаще всего даже при наличии ИМ после проектирования все равно распечатывается 2D-чертеж, который выдается прорабу или мастеру для выполнения того или иного задания. Но ведь гораздо эффективнее (а при наличии навыков и проще) использовать уже доступные технологии, например, посмотреть на планшете, какие виды работ, в каком объеме, в каком месте надо выполнить, отследить не только свою зону работ, но и смежные участки и направления и спланировать работы наиболее эффективным образом. Или отметить закрытие выполненных работ: построили стену или выкопали траншею, сделали снимок, загрузили в ИМ. И сразу в календарном графике отображается, что и где сделано. При этом менеджмент компании, контролирующие и надзорные организации имеют возможность в режиме реального времени видеть, как идет строительство. Это предоставляет очень большие перспективы, которыми надо пользоваться.
–Вы правы. Все говорят, что пока барьер стройки для использования информационных моделей не преодолен. Тот же самый прораб не представляет, как ею пользоваться?
– А все потому, что у таких специалистов нет знаний и навыков работать в ИМ. Перейдя этот барьер, они поймут, что это просто, удобно, быстро. При этом следует понимать, что цифровизация стройки происходит не ради красивой картинки, а ради получения экономической выгоды: ускорить сроки сдачи объекта, уменьшить (в идеале, конечно, исключить) дополнительные затраты на переделку. Кстати, на эти цели расходуется иногда и 10% средств строительства, а в среднем – 5%. Представляете размер экономического эффекта в масштабах страны! Если всего лишь на несколько процентов мы снизим такие расходы. Даже если эффект составит всего 1 процент, то это уже приблизительно 100 млрд рублей. Сколько объектов можно дополнительно построить на эти деньги!
– Иными словами: надо учиться, учиться и учиться. В этой связи, какие учебные программы предлагает«СиСофт Девелопмент»?
– Мы применяем комплексный подход для обучения, который не предполагает ограничения только какой-то одной программой действий. Во-первых, мы гибко подстраиваемся к нуждам того или иного учебного заведения (а каждый вуз или колледж, в связи со своей специализацией, обладает своей спецификой и набором требований). Поэтому мы адаптируем свою программу по работе с учебными заведениями под конкретное учебное заведение, составляем план действий, т.н. дорожную карту, и следуем ей. Но при всем этом у нас есть и некий базис, фундамент программы, то, с чего мы начинаем сотрудничество с любой организацией. Что он включает? Во-первых, это безвозмездная передача программного обеспечения для учебных и научных целей. Во-вторых, поддержка учебно-методическими материалами как преподавателей, так и учащихся. Отдельное направление –обучение тех, кто учит. Мы понимаем, что от качества учителей зависит и уровень самого обучения. А ситуация в этом плане достаточно сложная, во многом зависящая от ситуации внутри учебной организации: насколько мотивированны на развитие сотрудники, насколько они готовы воспринимать новые технологии и решения. Не скрою, иногда я встречаю очень консервативный подход: «Мы чертили на кульмане, и вы будете!». Такой подход сейчас только демотивирует студентов. Эту ситуацию надо менять.
– Любопытно, а как начинается процесс сотрудничества с учебным заведением. Кто на кого первым выходит?
– Тут нет строгого регламента. Мы используем все доступные площадки для продвижения своей программы. Конечно, в первую очередь, это наша деятельность. Но в России примерно 350 технических вузов и тысячи кафедр и направлений внутри них. Понятно, что мы не в состоянии лично обойти каждый вуз. Поэтому активно взаимодействуем с различными консорциумами и объединениями, чтобы массово рассказать о наших возможностях, например, с ассоциациями АРПП и Руссофт или с объединениями НОТИМ, НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Такие площадки очень способствуют находить партнеров. Нам также помогает и то, что наши программы некоммерческие: они решают государственные задачи по продвижению в стране цифровых технологий и повышению уровня подготовки специалистов, и нас поддерживают государственные структуры – как федеральные министерства, так и региональные правительства.
– Понятно, то, что вы делаете в этой сфере, требует немалых затрат. В связи с этим вопрос: насколько массовым является использование ваших учебных программ и ПО в процессах обучения?
–Да, вы правы, такая деятельность достаточно затратная, она не приносит сиюминутной отдачи. Конечно, это работа на перспективу, иногда даже в горизонте 15-20 лет. Но могу сказать, что сейчас наблюдается взрывной рост интереса как со стороны учебных заведений, так и со стороны учащихся. Кто-то осознал, что ТИМ – это уже жизненная необходимость, а кто-то, что уход западных вендоров – это навсегда, но в итоге запросов очень много, ежемесячно мы выдаем тысячи лицензий, а это значит, что тысячи специалистов будут изучать современные методы проектирования, строительства и эксплуатации. Причем речь идет не только о строительных специальностях. Приведу такой пример: в колледжах есть курс по подготовке электриков, в котором есть раздел – изучение электротехнических схем. Мы предоставляем программу ModelStudio CS Электротехнические схемы, что позволяет студенту не только освоить работу уже с существующими схемами, но и понять суть их построения, получить дополнительный навык, который позволит ему расширить свои горизонты возможностей.
– Мы уже немного затронули тему чемпионатов и олимпиад строительных профессий. А какой конкретно тут у вас интерес? И в качестве кого вы выступаете?
– Мы являемся партнерами и спонсорами подобных мероприятий. Тут мы решаем сразу множество вопросов: первый –это продвижение нашего ПО. Второй – поиск талантов, в том числе –для работы как в«СиСофт Девелопмент», такдля наших партнеров или заказчиков. Как я уже говорил, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, и нас постоянно спрашивают, где их взять. И третье, это научно-исследовательские работы, апробирование нашего ПО в новых условиях и для решения новых задач.
– А что вы предлагаете более младшему поколению, то есть школьникам?
– Мы хотим помогать им выбирать будущие профессии в соответствии со своими наклонностями. Другое направление – обучать школьных учителей, давать им знания о новых технологиях и направлениях. Это очень серьезная задача. Здесь мы действуем совместно с МГСУ, на базе которого организуются соответствующие курсы по повышению квалификации школьных педагогов.
– Из ваших слов можно сделать вывод, что «СиСофт Девелопмент» добровольно взяла на себя выполнение гуманитарно-просветительской миссии.
– Мы же российская компания с полностью отечественными продуктами и решениями, поэтому для нас естественно готовить кадры для отечественной экономики. И не можем работать только на коммерческий результат, это стало бы большой ошибкой. Конечно, мы не скрываем и своих прагматичных целей, когда студенты, изучающие наши продукты, в дальнейшем будут их использовать. Продавая свое ПО заказчикам, мы должны обеспечить их специалистами, способными на нем работать. Иначе они обратятся к конкурентам. Но, на мой взгляд, тут соединяются как коммерческие, так и государственные задачи, это тесная взаимосвязь. Только развивая собственные технологические компетенции, особенно среди молодого поколения, мы как страна сможем успешно развиваться и расти, в том числе экономически. Это касается не только строительной отрасли.
– В этой связи сам собой напрашивается вопрос: а со своими конкурентами из ИT-сектора вы соперничаете или сотрудничаете в деле подготовки специалистов для отрасли?
– В этом плане у нас хорошие отношения с другими компаниями нашего профиля. Мы все реализуем общую задачу по внедрению и развитию технологий информационного моделирования. Чем больше будет специалистов, пусть даже и со знанием продуктов наших конкурентов, тем лучше будет для всех. Поэтому у нас нет с ними конфликтов, мы встречаемся на тематических конференциях, обсуждаем дальнейшие шаги в этом направлении. Если же брать образовательные организации, то я не встречал таких, которые пользуются ПО только одного производителя. Все же понимают, что нужно готовить специалистов широкого диапазона. Таким выпускникам легче затем найти работу. Поэтому чаще всего и нет жесткой привязки к одному вендору. Я, конечно, рад тому, что многие студенты выбирают наше ПО. Для этого мы предоставляем им учебные лицензии, но они никак не отличаются от тех, на которых выпускники будут трудиться после окончания учебы.
– Завершая разговор, не могу не спросить о ваших планах на ближайшие годы.
– Главная задача – это выполнить то, что уже наметили. Задачи действительно масштабные. Хотелось бы прежде всего продолжать активно развивать те направления, которые уже хорошо налажены и дают неплохую отдачу – подготовку специалистов в высшей школе. Также активно будем заниматься обучением в средних специальных заведениях, а это огромный пласт работы. И, конечно, постоянно думать о будущем. Например, о создании цифровых двойников городов и территорий. Пока лишь только в планах государственного развития, но об этом надо задумываться уже сейчас. Это огромная работа. Что такое цифровая территория? На ней должны быть размещены цифровые модели зданий. Пусть они будут не такие детальные, как при строительстве новых объектов, но все равно это надо делать – оцифровывать текущие объекты, наполнять их содержанием и атрибутами, создавать плоскостные взаимосвязи. Пока мы даже до конца не можем представить, сколько будет компонентов на той или иной территории. И, с одной стороны, такая ситуация кажется далеким будущим, но она наступает всегда быстрей, чем мы думаем. Кто бы мог представить себе лет 30 назад, что на заводах и фабриках станут преобладать безлюдные технологические линии, а сейчас это норма для современного производства. То же самое будет происходить и в строительной отрасли. Или пример с внедрением искусственного интеллекта на этапах строительства. Это же необъятная сфера для научной деятельности! И ее реальное осуществление, и развитие зависят от всех нас.
Александр Иванов