По просьбе читателей редакция продолжает публиковать отрывки интервью тех, кто поделился своими воспоминаниями в книге о людях, стройке, эпохе… Интервью из книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»* с Александром Белостоцким** публикуется в сокращенном виде.
Авторитетное жюри архитектурного фестиваля «Зодчество 24» признало двухтомник «лучшей книгой об архитекторах и архитектуре» в 2024 году.
– Александр Михайлович, данные проектировщиков и ваших исследований различались?
– Была серьезнейшая разница. Как я понимаю, компания «Транснефть» хотела купить эту башню, что потом и сделала, за очень большие деньги, по-моему за ………… долларов, и естественно хотела еще раз убедиться в надежности высотки и обратилась к нам не случайно, потому что мы с «Транснефтью», с ее научными и проектными структурами много работали по нефтяным задачам, в сейсмических районах и не только.
Они обратились к нам, зная наш опыт и квалификацию, с тем, чтобы мы попытались объяснить, а главное – сказать, в каком состоянии находится это уникальное и красивое сооружение, можно его приобретать или оно находится в предаварийном или ином состоянии. Для нас это не составляло проблемы. До нас они пригласили независимых обследователей, которые провели лазерное сканирование высотки. «Транснефть»* организация мощная и богатая, захотела посмотреть, что за мешок они покупают, с котом, без кота. Они это сделали, сопоставили, увидели разные результаты, и тогда стали искать, кто может сделать окончательные выводы и дать заключение. …
– На сколько лет вы дали гарантии о том, что со зданием ничего не произойдет, башня не разрушится?
– Дело в том, что все, что связано с нормами – мы же по нормам делали оценки – это расчетный срок службы ………. лет для таких уникальных высотных зданий. Там заложена определенная система запасов и различных коэффициентов, которые призваны этот срок обеспечить….
– Скажите, с точки зрения строительной науки, «Москва-Сити» представляет какой-то интерес?
– Конечно, дело в том, что до недавнего времени это был единственный высотный комплекс в России. Да, есть высотки в Екатеринбурге, в Грозном, самое высокое здание в Санкт-Петербурге, 462 метра «Лахта-центр». До этого, если не брать Останкинскую башню, а брать дома и здания обитаемые, то это был первый и самый большой высотный проект. Здесь использовались новые технологии, это все-таки не здание МГУ, которое долгое время было самым высоким в Европе, да и в МГУ были другие технологии и другой конструктив, это все-таки пирамида. В Сити новые технологии, новые конструктивные и архитектурные решения. Это касается и основания, и несущих, и фасадных конструкций. Проект Москва-Сити — это сильный рывок в строительстве, где практика значительно опережала нормативные вещи и наши научные представления. Поэтому считаю и считал раньше, что это был хороший толчок, кому-то по мозгам, кому-то по другим местам, пинок с тем, чтобы двигаться вперед.
– В Сити часто было так, что иностранные проектировщики начинали, а наши потом дорабатывали, так же было и с «Эволюцией»?
– Да. Здесь был тот самый случай, когда не то, что у семи нянек дитя без глазу. Там она оказалась не без глаза, без чего-то другого, но это упустили. То, что не должно происходить на стадии проектирования, если в это проектирование, согласно обязательным сегодняшним требованиям, вовлечены научные подразделения, которое проверяет все, что делают проектировщики, делают альтернативные расчетные исследования, сопоставляют результаты и только на основании этого сравнительного анализа и удовлетворительного результата делаются выводы о безопасности этого здания.
— Уровень оплаты наших ученых в строительной науке соизмерим с уровнем оплаты ваших коллег за рубежом, если им заказывают научные исследования, подобные тем, что делали вы?
– Вы интересную тему затронули. Я могу сказать так, что это касается не только строительных, но любых ученых в России, но давайте говорить о строительстве. Сказать, что наука и ее оплата в России сегодня, недооценена, это вообще ничего не сказать…..
— За девять лет, вновь созданное министерство строительства и ЖКХ России, сменило три министра, и каждый из них, в начале своей министерской карьеры посещал НИУ МГСУ, где каждому всегда показывали достижения строительной науки, показывали и вы в том числе, но за все восемь лет многие достижения науки так и остались лежать в лабораториях ВУЗа, почему такое происходит, на стройках я этих достижений не видел?
– Тоже вопрос многоуровневый. Действительно не скрываю, особенно в предыдущие годы МГСУ использовался, как площадка для демонстрации различных достижений. Причем, мое мнение здесь тоже известно, оно изложено даже в сатирических вещах, для чего это использовалось – это по большей части были Потемкинские деревни. Ведут делегацию, какого-то очередного министра или иного государственного чиновника высокого уровня……..
В полном объеме с двухтомником можно ознакомиться написав на почту: agusevstr@yandex.ru
Со списком тех, кто оставил свои воспоминания в книгах можно ознакомиться на тыльных обложках двухтомника.
*Все права защищены. Никакая часть опубликованного текста и фотографий не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также в памяти ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.
15 февраля этого года в Центральном доме архитектора Москвы состоялась международная презентация книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»*. В два тома (368 и 352 стр. и более 1000 уникальных фото) редкого издания вошли воспоминания более пятидесяти участников строительства. Автор книги, главный редактор информагентства «Строительство» Александр Гусев, собирая материалы для книги в течение четырех лет, подготовил для читателей уникальный документ, собравший в себе бесценную информацию и редкие факты, позволяющие не только взглянуть на «Москва-Сити» с новой стороны, но и оценить его в контексте мировой архитектурной практики.
**Белостоцкий Александр Михайлович. В 1976 году окончил Московский энергетический институт по специальности инженер-механик исследователь. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии архитектуры и строительных наук. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.