История МОСКВА-СИТИ. Юрий Росляк: приходилось работать в условиях гиперинфляции

История МОСКВА-СИТИ. Юрий Росляк: приходилось работать в условиях гиперинфляции

По просьбе читателей автор решил опубликовать  на портале отрывки  интервью тех, кто поделился своими воспоминаниями в книге о людях, стройке, эпохе… Интервью из  книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»* с Юрием Росляком** публикуется в сокращенном виде.

В полном объеме с  двухтомником можно ознакомиться написав  на почту: agusevstr@yandex.ru 

— Каков был порядок сумм, которые вы привлекали у западных банков и под какие проценты?

  —  У нас не было такого, чтобы мы деньги привлекали именно под проект Сити. Городские программы развития, о которых я уже говорил, финансировались, в том числе за счет внешних и внутренних заимствований. К 1998 году общая сумма этих наших займов составляла почти миллиард долларов. Но сумма накопленного долга никогда не превышала 30% собственных доходов бюджета……

Каков был порядок роста цен в период начала работы над проектом, какова была инфляция в 90-х годах, которая наверняка не давала возможности точно просчитать стоимость проекта?

—  Нам приходилось в этот период работать в условиях гиперинфляции. Рост цен был ежемесячный и трудно предсказуемый, поэтому во многих наших городских проектах, еще до начала развития Сити, приходилось учитывать ежемесячные изменения стоимостных показателей. Конечно, остро стоял вопрос о деньгах. Бюджета в тот момент, естественно, было очень мало, а когда нет ресурсов, нечего заказывать музыку. Но мы впервые, в принципе, в России пошли на использование централизованной, городской, заемной системы. То есть было создано еще одно специальное профессиональное подразделение (Москомзайм, во главе с Сергеем Борисовичем Пахомовым), основная задача которого была привлекать деньги с рынка на условиях, которые рынок нам готов был предложить. Мы, в том числе стали международным заемщиком. То есть мы вышли на западные рынки.  Если посмотреть историю, то вы увидите, что цена привлечения города Москвы как субъекта Федерации под обязательства бюджета, фактически была одной из лучших в Российской Федерации. Мы шли на одном уровне привлечения денег с Газпромом по стоимости денег и по объемам……

Правительство Москвы официально обращалось в Федеральное правительство о финансовой или иной помощи для проекта Сити, например, о создании Особой экономической зоны?

 — К сожалению, таких мер поддержки этот проект не получал, и вообще это был достаточно сложный период для страны. Москва многие свои проекты, в том числе достаточно крупные, например, такой как реконструкция МКАД или строительство третьего транспортного кольца, полностью обеспечивала финансирование за счет собственных и привлеченных средств под обязательства бюджета города. Что же касается федеральной ОЭЗ для Сити, то  так как этот проект был исключительно коммерческий, то мы не получали даже под государственные нужды или под коммунальную инфраструктуру соответствующей поддержки. Время было такое, что бюджет России оказывать помощь, к сожалению, не мог. Министры финансов, когда мы с ними встречались, всегда нам отказывали. Помню, как министр  Александр Лифшиц, например, при такой просьбе снимал очки, тер достаточно интенсивно лоб и после некоторой  паузы говорил: «Поймите, ребята, денег сегодня в бюджете нет». Это была не его личная позиция – не давать.  Время было такое……

 Со списком тех, кто оставил свои воспоминания в книгах можно ознакомиться на тыльных обложках двухтомника.

*Все права защищены. Никакая часть опубликованного текста и фотографий не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также в памяти ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.

15 февраля этого года в Центральном доме архитектора Москвы состоялась международная презентация  книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»*. В два тома (368 и 352 стр. и более 1000 уникальных  фото)  редкого издания вошли воспоминания более пятидесяти участников строительства. Автор книги, главный редактор информагентства «Строительство» Александр Гусев, собирая материалы для книги в течение четырех лет, подготовил для читателей уникальный документ, собравший в себе бесценную информацию и редкие факты, позволяющие не только взглянуть на «Москва-Сити» с новой стороны, но и оценить его в контексте мировой архитектурной практики. 

   **Росляк Юрий Витальевич. Родился 19 января 1954 года в городе Москва. В 1975 году, окончил Московский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт имени Куйбышева по специальности «гидротехническое строительство речных сооружений и гидроэлектростанций».

Трудовую деятельность начал в 1976 году, в качестве конструктора СКВ «Мосгидросталь» Минэнерго СССР. С 1976 по 1979 год, проходил срочную службу в Вооруженных Силах Советского Союза, в должности заместителя командира роты по политчасти. С 1979 по 1995 гг. работал в структуре Минтрансстроя ССССР, ГлавУКСА Мосгорисполкома, занимал различные должности в системе исполнительной власти разных уровней Москвы. С 1995по 2003 года, заместитель Премьера Правительства Москвы — руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы. Первый заместитель Мэра Москвы (2003-2010). Член Совета Федерации Федерального собрания РФ (2010-2013). Аудитор Счетной Палаты Российской Федерации (2013-2019). Заместитель Генерального директора по капитальному строительству и управлению инвестиционными проектами АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Заместитель Генерального директора по капитальному строительству ГК «Роскосмос» (с 2019 по настоящее время). Заслуженный строитель Российской Федерации. Кандидат экономических наук. Награжден: орденами «Почета», «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством III и IV степени», «Офицерский крест Ордена за заслуги перед Федеративной Республикой Германии I степени», знаком «За заслуги перед Москвой».