Состояние нашего лифтового хозяйства в жилых домах обсуждается чиновниками различных министерств с завидным постоянством, примерно раз в пять лет. Очередное такое обсуждение состоялось накануне под руководством министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирека Файзуллина. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
Темой совещания была новая-старая повестка — совершенствование механизмов замены лифтов в рамках программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в целях исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Участие в совещании приняли председатель Комитета по строительству и ЖКХ Государственной Думы ФС РФ Сергей Пахомов и замминистра промышленности и торговли РФ Михаил Иванов.
Если говорить простым языком – нужно что-то делать для ускорения замены лифтов, так как четверть их вышли из строя, а это более ста тысяч (по самым скромным подсчетам), но производственные мощности страны – это 27 тыс новых лифтов в год, но если подключить производственные мощности соседних стран, то все равно 100 тыс штук лифтов произведено не будет.
Напомним, что в 2017 году в стране остро стоял вопрос об оперативной замене 25% лифтов в стране (общее количество лифтов тогда было около 400 тыс. штук, сегодня – более полумиллиона). Тогда специальным решением Правительства на оперативную замену лифтов планировалось выделить, по словам замминистра Андрея Чибиса — 221 мрд рублей. Но после Чибиса сменилось еще два замминистра, которые отвечают в ведомстве за ЖКХ, а вопрос оперативной замены остается актуальным и пока не решенным.
Что же решало высокое очередное совещание в этом году. По мнению вышеперечисленных участников совещания одна из бед в лифтовом хозяйстве – это плохая работа монтажных организаций и оказание услуг в обслуживании лифтов, а потому, считают чиновники и депутат ГД, нужно исключить всяких посредников в цепочке «завод-производитель – монтажная организация — жилой дом» и повысить квалификацию работников монтажных фирм, то есть перейти на прямые закупки лифтов у заводов.
Кто бы спорил, что квалификация низкая, а сервис плохой, но вопрос состоит не только в этом – нам нужно ежегодно планировать нарастание мощностей своего производства, для чего нужны инвестиции, которых не хватает, а что были сделаны раньше – сработали своеобразно. Например известный многим ПАО «КМЗ» в Москве задолжал кредиторам более 8 млрд рублей и находится сейчас под руководством конкурсного управляющего. Завод пока продолжает работать, занимая около 13% рынка. Но ситуация с ним до конца не определена.
Дело в том, что взносы на капитальный ремонт МКД не могут покрыть расходов на замену лифтов, так как лифты с каждым годом дорожают (это реальная объективность) и установка их связана с определенными техническими трудностями (демонтаж старого, установка и приладка нового), а потому эта проблема должна быть выделена в отдельную тему, не связанную с капитальным ремонтом МКД.
Для примера: в некоторых странах есть общая медицинская страховка, а есть еще и отдельная, зубная страховка, как особый и дорогой вид медицинского обслуживания, включая протезирование. Так вот в нашем случае, каждый город должен иметь специальные деньги для замены лифтов под общественным контролем, не смешивая их с деньгами за капитальный ремонт.
А где же взять деньги? На этот вопрос совещание не ответило, а лишь предложило рассмотреть возможность допустить установку лифтов наших домах, произведенных на территории стран-членов Евразийского экономического союза. Такой реестр ведется Советом Евразийской экономической комиссии в соответствии с Правилами определения страны происхождения отдельных видов товаров для государственных закупок.
Сколько времени пройдет от «рассмотрения возможности» до реальной установки лифтов в МКД, например из Казахстана, неизвестно, а известно лишь, что к 2025 году количество требуемых замены лифтов увеличится до 13 тыс штук.
Фото: интернет и ИА Строительство.