«Москва – Сити». Истрия строительства. Интервью. Документы. Факты». Выбор площадки: «за» и «против».
По просьбе читателей автор решил опубликовать на портале отрывки интервью тех, кто поделился своими воспоминаниями в книге о людях, стройке, эпохе… Интервью из книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты»* с Евгением Кирюханцевым** публикуется в сокращенном виде.
‒ Евгений Ефимович, как долго обсуждался выбор площадки с точки зрения безопасности, или по каким-то другим параметрам?
— Для этого проекта было главное условие – найти площадку с параметрами отвечающими в совокупности многим требованиям. Например, по обеспеченности удобной транспортной доступности, инженерными сетями, электроэнергией, водой, канализацией и так далее. Поэтому выбиралось наиболее оптимальное место с точки зрения размещения, значимости этого объекта для города Москвы. Обсуждалась при этом не одна площадка……
— Были несколько вариантов площадок?
— Обсуждалось несколько территорий, в том числе и где-то на границе города Москвы. Не сегодняшней, а тогдашней границы.
— Жаркие споры были по поводу выбора, кто-то был сильно против?
—Нет, тут не было такого: «Борис ты прав или не прав». Просто взвешивались все мнения «за» и «против» по поводу места размещения. То есть вопрос рассматривался с градостроительной точки зрения. Это и подъезды, и окружающая инфраструктура, это дороги, инженерные сети. ……
— Некоторые ваши коллеги по этому проекту говорят, что порой совещания проходили весьма непросто и длились по несколько часов?
— Да, мне запомнились несколько таких споров на совещаниях. Все хорошо понимают, что архитекторы, как творческие люди, обладают определенной долей субъективизма по отношению к архитектурным формам. И было очень много противников строительства на этой территории такого объекта, как Москва-Сити, в той редакции, которую предлагал Борис Тхор. Например, знаменитый архитектор, Герой Социалистического Труда Чечулин Дмитрий Николаевич (1901-1981 гг.), автор проектов гостиниц «Россия» и «Пекин», жилого дома на Котельнической набережной, бассейна «Москва» и других значимых объектов в Москве, еще на рубеже 70-80-х годов был против идеи строительства в этом месте зданий из стекла и бетона. Эти споры не были публичными, но в рамках градостроительного совета Москвы этот вопрос не раз обсуждался. Возможное появление совершенно нового, отличного от существующего ранее проектирования в Москве объекта, конечно вызывало у многих архитекторов сопротивление. Тогда главным архитектором Москвы был еще Посохин Михаил Васильевич, с которым мне тоже довелось поработать. На градостроительных советах были очень жаркие споры, когда обсуждалась форма, содержание и высота этих зданий. Это были достаточно жаркие споры.
— Старший Посохин, как главный архитектор столицы был «за» или «против»?
— Я не могу сказать однозначно, потому что он был очень аккуратный человек. Он сначала все взвешивал, а потом согласовывал…..
…….Знаете, строительство в городе Москве в те годы — это решение не только главного архитектора города. Решение Горкома партии имело очень важное значение. Поэтому авторам приходилось прикладывать очень много усилий для того, чтобы получить партийно-хозяйственное одобрение………
— Выбранное место Борисом Тхором и утвержденное правительством Москвы полностью соответствовало вашим параметрам безопасности?
— Конечно, мы приложили ряд усилий для того, чтобы довести это место до нужного соответствия. Например, в начальной практике в «Москва – Сити» не было запроектировано здание пожарного депо. Мы подтвердили и это строительство состоялось. Строительство пожарного депо проходило по инициативе Управления пожарной охраны города Москвы…….
— Как социальная причина влияет на количество пожаров?
— Отношение общества к пожарам. Социальная среда, материальное состояние. Никто не хочет уничтожать свое имущество, нажитое трудом. Человек во время пожара ведет себя правильно или неправильно……..
— Чем явился проект Москва-Сити для развития систем пожарной безопасности у нас в стране, мы вышли здесь на передовые позиции?
— С точки зрения безопасности можно согласиться с тем, что проектирование и строительство Москва-Сити дало нам большой плюс с точки зрения накопления своего собственного опыта в этом вопросе. Но вы говорите о передовых позициях в этой области? Я был бы более аккуратнее в этой части. Во-первых, по системам инженерии, по водоснабжению — мы далеки от США и отстаем от них лет на 20.
— И сегодня отстаем?
— Конечно. Мы создаем такие системы………
В полном объеме с двухтомником можно ознакомиться написав на почту: agusevstr@yandex.ru
Со списком тех, кто оставил свои воспоминания в книгах можно ознакомиться на тыльных обложках двухтомника.
*Все права защищены. Никакая часть опубликованного текста и фотографий не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими то ни было средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных сетях, а также в памяти ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.
15 февраля этого года в Центральном доме архитектора Москвы состоялась международная презентация книги «Москва-Сити». История строительства. Интервью. Документы. Факты». В два тома (368 и 352 стр. и более 1000 уникальных фото) редкого издания вошли воспоминания более пятидесяти участников строительства. Автор книги, главный редактор информагентства «Строительство» Александр Гусев, собирая материалы для книги в течение четырех лет, подготовил для читателей уникальный документ, собравший в себе бесценную информацию и редкие факты, позволяющие не только взглянуть на «Москва-Сити» с новой стороны, но и оценить его в контексте мировой архитектурной практики.
**Кирюханцев Евгений Ефимович родился в Москве 8 февраля 1945 года, в семье служащих. В пожарной охране прослужил около 38 лет. По окончании Ленинградского пожарно-технического училища МВД СССР в 1965 году был направлен на работу в УПО ГУВД г. Москвы, где проработал в различных должностях (начальник караула, инспектор, инженер, старший инженер, заместитель начальника отдела, начальник нормативно-технического отдела) по 1980 год. В 1972 году закончил Московский инженерно-строительный институт им В.В.Куйбышева, а в 1989 году – Академию МВД СССР. С 1980 по 1996 год работал в ГУПО МВД СССР (в последствии ГУГПС МВД России) в должностях начальников отделов (нормативно-технического, государственного пожарного надзора, отдела службы и подготовки), заместителя начальника Главка. С 1996 года по 2000 год Кирюханцев Е.Е. — начальник Московского института пожарной безопасности МВД России. С 2000 года пенсионер, продолжает читать лекции слушателям Академии ГПС МВД России (в настоящее время Академия ГПС МЧС России) работая профессором.
В середине 90 годов — вице-президент Международной организации CTIF (организация руководителей пожарной охраны стран Европы и Америки). Опытный руководитель и высококвалифицированный специалист пожарного дела. Он один из авторов Федерального закона “О пожарной безопасности”, системы противопожарного нормирования. Имеет свыше 250 публикаций в области пожарной безопасности и научных разработок.
Разработчик свыше 1200 систем пожарной безопасности уникальных и особо важных объектов, в том числе Московский центр международной торговли, объекты ММДЦ “Москва-Сити”, крупные торговые центры ГУМ, ЦУМ, ИКЕА, АШАН, многих высотных административных и жилых зданий в г Москве, объекты Каспийского трубопроводного консорциума и другие. Заслуженный работник МВД, ветеран труда. В 1998 году ему присуждена ученая степень кандидата технических наук , а в 1999 — присвоено ученое звание доцента.
Участник ликвидации последствий Армянского землетрясения, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и тушения многих крупных пожаров в Москве и на территории (СССР) России. Принимал участие в организации борьбы с пожарами в период поддержания конституционного порядка на территории Ингушетии и Северной Осетии, а также в Чеченской республике. За период службы в органах внутренних дел генерал — майор внутренней службы Кирюханцев Е.Е. награжден медалью “Орден Мужества” и многочисленными медалями СССР и России, многими другими наградами.