«Попал на минное поле — ползи»: как воевал и жил легендарный подводник Александр Маринеско

Советская подводная лодка С-13 совершила «атаку века» 80 лет назад

«Попал на минное поле — ползи»: как воевал и жил легендарный подводник Александр Маринеско

Ненастной ночью 30 января 1945 года в Балтийском море советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско атаковала фашистский транспорт. Погибли несколько тысяч человек — и военнослужащие, и гражданские лица, пытавшиеся убежать от наступавшей на запад Советской армии. Военные историки до сих пор дискутируют о военном значении тех событий, названных в СМИ «атакой века».

«Не любили мы передвижение строем»

«Я родился в городе тепла, красоты и веселья — Одессе». Так начинаются незаконченные автобиографические записки будущего Героя Советского Союза Александра Маринеско цитата из записок приводится в повести «Капитан дальнего плавания» авторства хорошего знавшего Маринеско писателя Александра Крона.

Его мать — крестьянка из Херсонской губернии. Отец — эмигрант из Румынии.

«Его отец, мой дед, Иона Маринеско служил в Королевском румынском флоте. Но человек был гордый, несмотря на то, что был кочегаром простым», — вспоминала дочь Маринеско Татьяна. «Какой-то офицер дал ему пощечину. Ну и тот ему ответил. Тоже очень хорошо. Дал в лицо, так сказать. За это его под стражу посадили и должны были судить. Но сторожил его дружок и они вместе с этим дружком перебрались в Россию, в Одессу и там обосновались».

Сложный, мягко говоря, характер, по наследству достался сыну. Маринеско свое дело знал хорошо, но воинскую дисциплину нарушал часто, отмечали потом многие биографы «подводника №1».

Александр Маринеско после окончания шести классов трудовой школы устроился учеником матроса, окончил школу юнг, ходил на судах Черноморского пароходства матросом первого класса, позднее работал третьим, а затем вторым помощником капитана. Побывал в портах Ближнего Востока: Константинополе, Смирне, Перее, Салониках, Яфе, Хайфе, Александрии, Порт-Саиде. Словом, повидал мир.

В начале 1930-х в СССР началось массовое строительство подводных лодок. Нужны были кадры. Маринеско в ноябре 1933 года был призван на военную службу и направлен на курсы комсостава Военно-морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии.

«Военная служба многих не устраивала, больше всего не любили мы строевые занятия и всякое, даже на короткое расстояние, передвижение строем», — писал Маринеско в своих автобиографических записках.

По окончании учебы был направлен на Балтийский флот, где и встретил начало войны — в должности командира «малютки» — так называли подводные лодки класса М. Эти субмарины на тот момент были самыми малоразмерными длина – 36,9 м, ширина – 3,13 м в Советском Союзе, что позволяло транспортировать их в собранном виде по железной дороге между удаленными друг от друга морскими театрами боевых действий.

М-96, которой командовал Александр Маринеско, базировалась на полуострове Ханко (арендованном СССР у Финляндии по итогам советско-финской войны), но в первый же день войны была переведена в Эстонию, а затем совершила переход в Ленинград.

Согласно архивным документам, опубликованным в 2015 году в сборнике «Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет», в октябре 1941-го Маринеско «за пьянство и организацию в дивизионе подводных лодок азартных карточных игр» исключили из кандидатов в члены ВКП(б).

И дисциплинарных взысканий, и представлений к наградам у подводника будет еще много.

Первый бой

В первый бой М-96 под командованием Александра Маринеско вступила 14 августа 1942 года — на позиции между Таллином и Хельсинки подлодка атаковала немецкий конвой из транспорта, двух тяжелых плавбатарей и трех сторожевых катеров противника.

«… Действуя исключительно умело и осторожно, снайперски утопил одной торпедой 12 каб. больше 2 км транспорт противника водоизмещением 7000 тонн», — отмечалось в наградном листе для представления к награждению командира М-96 орденом Ленина по итогам этого похода Документы цитируются по изданию «Подводник №1 Александр Маринеско. Документальный портрет».

Послевоенный анализ документов кригсмарине официальное наименование военно-морских сил нацистской Германии показал, что у немцев в том конвое потерь не было. Советские подводники, действительно, иногда выдавали желаемое за действительное. Но тому были объективные причины. Средств объективного контроля у них не было, выводы об успехе или неуспехе атаки делались на основании того, что видел командир в перископ, и что слышал в отсеках личный состав. Но командир наблюдал цель в перископ в лучшем случае до пуска торпед, зачастую в условиях плохой видимости. А минутами созерцать результаты своей работы — значит демаскировать находящуюся на перископной глубине лодку, что почти равнозначно самоубийству.

В «послужном списке» М-96 за 1942 год значится и поход на Балтике со специальным разведывательным заданием — высадка разведгруппы из шести человек на резиновых шлюпках. Разведчики вернулись на борт с некоей «спецаппаратурой», как писали в официальных документах. В некоторых публикациях нашего времени утверждается, что целью разведгруппы была знаменитая немецкая шифровальная машина «Энигма».

Морская разведывательно-десантная операция у побережья Нарвского залива получила хорошую оценку командования, Маринеско был произведен в капитаны 3-го ранга и снова принят в кандидаты ВКП(б).

Смерть по борту

Во время тех походов командир субмарины Маринеско столкнулся с грозой подводников — минными заграждениями.

Немцы приступили к минированию Финского залива буквально в первые дни войны. И в дальнейшем только крепили этот заслон. Это должно было воспрепятствовать выходу базировавшихся в Кронштадте и Ленинграде советских субмарин.

«Само по себе полное подавление Ленинграда артиллерийскими обстрелами не устраняет угрозы со стороны подлодок, пока Кронштадт сохраняется в качестве базы. Каждая вырвавшаяся подлодка будет угрожать всей Балтике, беспокоить ее и создаст угрозу дальнейшего уменьшения нашего скудного тоннажа», —