Поиск новых возможностей для строительной отрасли должен происходить на всех направлениях: как на традиционных, так и на абсолютно новаторских.
Стройкомплекс страны оказался в непростой, можно сказать, нестандартной ситуации, и для исправления положения требуются такие же нестандартные решения. Среди них активное использование материалов, которые до последнего времени игнорировались в строительстве. Речь в частности идет о металле. Это старая история, об этом говорится немало лет, но именно сейчас вопрос становится весьма актуальным.
Куда девать металл
Почему именно сейчас вопрос приобретает такую остроту? Отечественные металлурги столкнулись с проблемой, что им некуда девать свой металл. Введенные санкции серьезно сократились его экспорт, заменить потребление этой продукции может только внутренний пользователь. И как раз одним из основных потребителей является строительство.
Проблема в том, что в России очень мало строят зданий из металлических каркасов. В мире это давно стало массовым явлением, у нас же точечным. В Японии таких зданий возводят 16%, в Великобритании – 15%, В Китае – 15%, в США – 12%, в России – 1%. Причем, если в гражданском строительстве металл еще как-то применяется, то в жилищном – крайне редко.
А между тем в России есть положительный опыт применения металлических конструкций. Еще в 1904 году в Санкт-Петербурге возвели из них знаменитый дом Зингера. Это здание стоит в городе до сих пор без единого капитального ремонта.
В начале ХХ века Запад и Россия шли в применении стальных конструкций в строительстве ноздря в ноздрю, но затем приоритеты у нас изменились, и навыки стального строительства в значительной степени были утрачены. Сейчас их надо восстанавливать.
Причины известны
Так почему металл так слабо используется в строительстве? Есть целый ряд причин. По мнению Александра Данилова, генерального директора Ассоциации развития стального строительства (АРСС), не налажен по-настоящему диалог между производителями металла и его потенциальными потребителями со стороны стройкомплекса. Для внедрения стальных каркасов нужны на первом этапе меры по финансовой поддержке. Также требуется разработка нормативной документации. Она происходит, уже рассмотрено 20 таких документов, но пока полноценное нормативно-правовое поле пока не сформировано.
Как считает Александр Данилов, сам собой процесс применения металла в строительстве с места не сдвинется. Он нуждается в целом стимулирующем комплексе мер. Это утверждение дорожной карты применения стальных каркасов, разработка плана мероприятий по увеличению использования металлопродукции в строительстве, разработка соответствующих типовых проектов, снятие еще существующих на этом пути административных барьеров.
Одна из проблем в том, что у нас не хватает специалистов, умеющих проектировать и применять металл в строительстве. По словам генерального директора АРСС, два года ушло на написание учебника по этой дисциплине. Сейчас его в учебном процесс используют 16 строительно-архитектурных вузов, 4 тысячи студентов учатся по этой программе.
В поисках баланса
Не надо никому доказывать очевидную мысль, что если использование метала в строительстве не будет давать экономического эффекта, никакие административные меры не помогут увеличить его применение. Преимуществ же его использования довольно много. Сталь позволяет увеличить и разнообразить модульные конструкции, при этом сроки строительства сокращаются почти в два раза, а затраты – на 30%. Модульные объекты из стали позволяют подстраивать их под климат местности, они обеспечивают гибкость планировочных решений. Для девелопера такая технология строительства позволяет реализовать наиболее конкурентоспособную нарезку квартир. Сталь также имеет высокие параметры прочности, что делает её устойчивой к случайным повреждениям.
Но есть и проблемы, осложняющие широкое внедрение таких решений. Директор департамента градостроительства и архитекторы Минстроя России Владимир Калинкин отмечает, что до конца не решен вопрос предохранения металлоконструкций от пожара. В случае его возникновения они становятся хрупкими. Нужна помощь металлургов для устранения этого дефекта. Можно использовать разные меры защиты от огня, но в этом случае стоимость металла заметно возрастает. Если не будет сдвига в этом деле, то это станет существенным барьером для применения металлических изделий.
Пока эта проблема является сдерживающим фактором. Сегодня одобрено около 20 проектов с большой долей использования металлоконструкций, а их надо для разгона не меньше 100, считает Владимир Калинкин. Если появятся в большом количестве коробочные решения, то и число таких объектов станет быстро расти.
Нам нужно находить в строительстве зданий и сооружений баланс между использованием металла и других материалов, подчеркивает чиновник. Если мы не увеличим применение стальных конструкций, это грозит закрытием ряда металлургических комбинатов и заводов металлоконструкций. А этого нельзя допустить. Причем, все делать надо быстро и максимально эффективно. Подрядчик не станет использовать изделия из металла, если в конечном итоге строительство выйдет дороже. Но проводя такие расчеты, следует исходить из затрат на весь жизненный цикл объекта.
Нарастить выпуск продукции не проблема
Сложилась в чем-то уникальная ситуация, когда два комплекса – строительный и металлургический и металлообрабатывающий – тесно зависят друг от друга. Строителям надо наращивать ввод жилья, но мощности по выпуску цемента, ЖБИ сильно загружены. По крайней мере, большого потенциала для роста в этих секторах пока нет. Зато есть свободные мощности у металлургов и на предприятиях по выпуску металлоконструкций.
Сегодня в стране 1200 заводов по выпуску металлоконструкций. В 2021 году они сделали их 4 млн тонн – рекорд за последние 20 лет. И хотя статистики за 2022 год пока нет, но есть основания для прогноза, что произведено будет больше. Для строительства выпускается свыше 2 млн тонн таких изделий, главные потребители – сектор возведения деловой недвижимости, промышленных объектов и сельское хозяйство. А вот для жилья металлоконструкции используются мало.
Только топ-10 заводов металлоконструкций испытывают сильную недозагрузку своих мощностей, у них есть потенциал по увеличению выпуска дополнительной продукции в объеме 306 тысяч тонн. Положительный момент и в том, что заводы металлоконструкций достаточно равномерно распределены по территории всей страны, поэтому возить продукцию издалека не придется. К 2030 году объем потребления этой продукции может достигнуть 900 тысяч тонн, для российских заводов это вполне достижимая задача. С весны 2022 года цены на металлоконструкции стали падать и в ближайшее время, скорее всего, их роста не будет, что делает применение металла более выгодным.
Многие отечественные заводы хорошо оснащены, за 20 лет, начиная с нулевых годов, в реконструкцию сектора вложено 60 млрд рублей. На эти средства было закуплено в основном импортное оборудование. За тот же период выросла квалификация персонала, а внедрение автоматических линий и роботов снизило требования к рабочим, в частности, сварщикам.
Учитывая все эти обстоятельства, нужно принимать срочные меры, причем, быстро, иначе заводы может постигнуть плохая судьба. Михаил Соколов, начальник управления развития строительной отрасли компании «Северсталь» считает, что нужны пилотные проекты. При этом их экономика окажется вполне конкурентной по сравнению с железобетонным исполнением. Возрастет скорость строительства на 30–50%, увеличится количество квадратных метров для продажи, снизятся расходы на фундамент в силу большей легкости всей конструкции, также понадобится меньшее число рабочих на стройке. Практика показала, что металл позволяет сооружать большие пролеты самого различного назначения – от спортивных сооружений до складов.
Дом, который построил…
Что можно реально строить, используя стальные каркасы и другие металлоконструкции? Евгений Коннов, коммерческий директор компании «Северсталь» считает, что номенклатура строительства обширная. Кроме жилья, это объекты городской инфраструктуры: многоуровневые паркинги, детские ясли и сады, школы.
В России требуется ежегодно строить 120 многоуровневых паркингов, это позволит снять остроту вопроса размещения машин в новых ЖК. Это примерно 42 тысячи машиномест. И всего 1% существующих заводов металлоконструкций способен закрыть этот вопрос.
Расчеты показывают, что паркинг из стальных конструкций дает реальную экономию по сравнению его строительства из классических материалов, его можно возвести всего за 3–5 месяцев, при этом получить дополнительный прирост площадей за счет конструктивных решений.
Современные учебные заведения уже немыслимы без больших внутренних пространств. Использование железобетона не очень продуктивно, стальные конструкции обеспечивают создание больших пролетов. Можно построить такой объект на 1500 мест за восемь месяцев. Но пока детских садов и школ из стальных конструкций возводится мало.
Все вроде бы готовы начать массовое строительство из металлических конструкций, но самого движения вперед мало, констатирует Евгений Коннов. Еще не так давно это было объяснимо, «стальная» себестоимость была выше на 20%, чем строительство из монолита, но сейчас цены изменились, и строить стало выгодно.
То же относится к архитектурной составляющей. Стальные конструкции позволяют делать любые фасады, тут нет отличий от строительства из других материалов.
Нынешние возможности отечественной «стальной» индустрии таковы, что она в зависимости от разных обстоятельств способна поставить изделия для ввода жилья площадью от 5 до 30 млн кв. м. Но пока эти цифры выглядят утопией и ею останутся, если ничего не будет меняться.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство