Из чего складывается красота построенного или благоустроенного объекта? Из многих компонентов, но далеко не последняя роль играет качество и эстетика твердого покрытия
Сегодня отрасль строительных материалов переживает не простую ситуацию. С одной стороны она в целом демонстрирует устойчивость, способность обеспечивать строительство нужным ему продуктовым рядом. С другой — индустрия сталкивается с немалыми трудностями, вызванными спецификой политической и макроэкономической обстановки. Эти слова в полной мере относится и к такому специфическому сегменту производства тротуарной плитки.
Ниже мы предлагаем читателю обзорный материал с мнениями экспертов отрасли, которые принимали участие в 5-й Международной конференции «Рынок тротуарной плитки — 2024. Новые экономические условия», которую открыл президент АПМБИ Виктор Логвинов.
Больше красоты
Тротуарная плитка в России выпускается давно, однако, по оценке Виталия Дьяконова, основателя и директора по развитию бренда Steingot, сам рынок сформировался относительно недавно. Начался же он с Москвы, затем стал перемещаться и в регионы. Этому во много способствовало то, что в последние годы в стране уделяется много вниманию благоустройству территорий, с 2019 по 2023 год было приведено в порядок 64 тыс общественных пространств.
Рынок имеет отчетливый тренд на рост, в среднем его емкость увеличивается в год на 4 млн кв. м., и согласно прогнозу, эта величина способно вырасти до 5 млн кв. м. ежегодно.
Но, говоря о росте рынка, следует отметить, что это происходит неравномерно, в один год он может сократиться, а затем возрасти до таких объемов, что покроет прежнее падение. Происходят на нем и другие перемены, так падает госзаказ, зато увеличивается доля коммерческого сектора и частников. По мнению Виталия Дьяконова, для рынка это в целом хорошо. Не случайно, что производители мелкоштучных бетонных изделий в основной массе с финансовой точки зрения чувствуют себя уверенно, у них растет прибыль.
Один из основных трендов – после ковида существенно выросла доля частных потребителей в связи с ростом ИЖС. Понятно, что за городом, где только формируется жилая среда, плитки нужно больше, чем в городских пределах.
Еще один тренд направлен на развитие сервисной составляющей в работе производителей. Многие предприятия переходят от чистого выпуска изделий к комплексному обслуживанию покупателей.
Но есть и целый набор рисков, указывает Виталий Дьяконов. После известных событий возникли трудности с приобретением импортного оборудования. Между тем, отрасль нуждается в дополнительных мощностях, но где и на чем их создавать? До недавнего времени основными поставщиками являлись европейские компании; теперь они отказываются от сотрудничества с Россией. Есть другие страны, где выпускают нужную продукцию, но пока они во многом terraincognito. Пока у нас мало, кто знает, как с ними работать.
Между тем сегодня растет спрос на более качественный, премиальный продукт с более красочной колористикой и с более высокими потребительскими характеристиками. Заказчики не скрывают, что хотят от тротуарной плитки больше красоты. Именно эта тенденция в ближайшие годы будет определять развитие рынка.
Благоустройство помогает рынку
Количественный и качественный рост рынка в немалой степени определяется трендом на развитие благоустройства общественных территорий. По словам руководителя управления проекта «Формирование комфортной городской среды» ФАУ «Проектная дирекция Минстроя РФ Джемала Сурманидзе, на эти цели выделяют огромные ассигнования, с 2017 по 2024 год потрачено 620 млрд рублей. Из них из федерального бюджета 320 млрд рублей – это огромные деньги.
Этот проект будет продолжен, так как он пользуется у жителей большой популярностью. Планируется до 2030 года выделить на эти цели еще 510 млрд рублей и благоустроить до 62 тыс. территорий.
Важная составляющая часть этих проектов – создание твердых покрытий. Без него ни одно благоустройство не может считаться полноценно выполненным. Тем более, в России, прежде всего в провинции и особенно в сельской местности его сильно не хватает.
В тоже время, как это периодически случается, по мнению Джемала Сурманидзе, неправильно сводить весь проект благоустройства к твердому настилу, он должен быть гармоничным, сочетать свет, зеленые насаждения и другие компоненты. При этом возникает проблема качества, используемая тротуарная плитка должна быть долговечной и удобной в обслуживании. Ведь ей предстоят нелегкие испытания, по ней будет ездить уборочная техника, она будет покрываться различными реагентами.
Отдельный вопрос целесообразной эстетики твердых покрытий. Как говорит Джемал Сурманидзе, прослеживается тенденция копирования того, что делается в Москве. Но твердое покрытие в большом городе, и особенно в столице не должно быть таким же, как в сельской местности. Тут должны сказать свое веское слово проектировщики, но проблема в том, что в сфере благоустройства таких команд сильно не хватает. И это сказывается на общем результате.
В конкурентной борьбе за потребителя
Сегодня тротуарная плитка используется очень активно. Стоит задача делать это максимально эффективно, ведь по оценке Льва Антонова, управлявшего партнера ГК «Каменный век», на твердое покрытие уходит до четверти всех выделяемых расходов на проекты благоустройства. А это очень значительные суммы.
Поэтому так важно класть такую плитку, которая выдержит все испытания, подчеркивает Лев Антонов. Нередко в зонах механической уборки она крошится, ее разрушают реагенты, а потому тем, кто отвечает за благоустройство, важно понимать, что и чем нужно мостить. Иначе государственные деньги будут израсходованы неэффективно, а через год-два придется все класть заново.
Разумное использование тротуарной плитке не всегда полностью совпадает с интересами ее производителей, которые хотят поставлять свою продукцию с максимальной маржой, то есть, как можно дороже и как можно больше и чаще. Но нужно думать о реально складывающейся ситуации, тем более, отечественные предприятия получают сегодня дополнительные выгоду по причине ухода с рынка иностранных конкурентов.
Между тем, в ряде случаях происходит необоснованное поднятие цены; верхний сегмент продукции по стоимости сближается с плиткой из клинкера и натуральным камнем. А это уже вызов производителям тротуарной плитке.
Если тротуарная плитка не будет отвечать нужному качеству и быть чрезмерно дорогой, она станет вытесняться другими видами твердых покрытий. Надо всегда иметь в виду, что всегда гораздо проще и дешевле настелить асфальт. Да, он быстрей разрушается, зато его нетрудно положить снова.
Вызов брошен
Хотя производство тротуарной плитки, возможно, не самое сложное в техническом отношении, оно все же требует и достаточно сложного оборудования и развитой технологической культуры. Между тем, далеко не везде с этим обстоит благополучно.
Эксперт отрасли ВПИ Алексей Бармин отмечает, что у всех производителей в последнее время одна общая проблема – разрыв связей с поставщиками оборудования из Европы. Больше нет ни технической поддержки, ни сервисного обслуживания, ни консалтинга.
Помимо этого, по мнению эксперта, можно выделить пять основных проблем отрасли. Нужно срочно налаживать обучение персонала для работы на вибропрессовочном оборудовании; иностранцы уехали и учить стало некому.
Вторая проблема – проведение технического аудита оборудования, оно стареет и нуждается в ремонте.
Третья проблема – освоение новых видов продукции. Из-за трудностей с поставкой оборудования это превращается в сложную задачу.
Четвертая – покупка запчастей для оборудования в свое время поставленного из Европы.
Пятая – проведение модернизации оборудования с целью снижения издержек и увеличения производительности труда.
На этом, подчеркивает Алексей Бармин, перечень проблем не исчерпывается, их список можно долго продолжать. Но эти являются наиболее распространенными и основными. Но есть и другие. Например, не хватает квалифицированного персонала; в России нет учебных заведений, которые учат таким профессиям. Как показывает опыт, на предприятиях часто не понимают, в чем причины возникающих сложностей, а так же не знают, как их устранять.
Между тем, крайне важно в нынешних условиях добиваться устойчивой работы предприятий. Те, кто в свое время оснастил свое производство качественным оборудованием, кто закупил впрок запчасти, работают стабильно, подчеркивает Виталий Дьяконов. В связи с ужесточением санкций проблема запасных частей будет выходить на первый план. Если ее решить не удастся, рынок может начать лихорадить.
К счастью, постепенно начинают производить в России отдельные компоненты для выпуска тротуарной плитки. Это относится к пресс-формам, поддонам.
Можно сказать, что санкции бросили вызов отечественным производителям, и их задача его принять и обеспечить отрасль нужной продукцией, говорит Виталий Дьяконов.
Владимир Гурвич
Фото: ИА Строительство