Уникальные практики для управления городским хозяйством

Уникальные практики для управления городским хозяйством

Современное городское хозяйство очень сложная система, требующая своих специфических подходов. Разобраться в ней не просто, а потому любое пособие или учебник по этому вопросу крайне полезен  

В недавнем прошлом архитектурно-пространственное планирование городов нередко было поставлено в подчиненное положение по отношению к их производственным функциям. Город строился в первую очередь для удовлетворения потребностей предприятия, а не  нужд  жителей. Избежать такого сценария позволяет мастер-планирование, когда в работу по определению будущего поселения активно вовлечены управленцы, бизнес, эксперты и сами горожане. Для внедрения современных подходов к планированию городской экономики и жизни издан учебник «Города РФ: Городская экономика для практиков». Издание вышло тиражом 2000 экземпляров с таким расчетом, чтобы оно оказалось на столе у главы каждого российского административного образования.

Для кого и для чего?

Это книга не только для глав администрации городов, их мэров, но и для широкого кругу управленцев. При ее написании авторы старались уйти от тех трендов, которые сегодня распространены в самых больших и благополучных мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге, так как там своя специфика. Целевая читательская аудитория проживает в основном в малых и средних городах. Это люди очень занятые, им некогда читать теоритические выкладки. Поэтому в книге много конкретных кейсов, которые интересы управленцам, из которых они могут узнавать, что сделано и делается в других регионах. Всего таких практик собрано около пятидесяти, и каждая из них обладает своей уникальностью.

Этим целям отвечает и структура книги. Взгляд на городскую экономику дается через ориентацию на качество жизни. Это крайне актуальный вопрос в первую очередь для небольших городов, где отмечается отток населения. Чтобы его остановить, и надо повышать уровень городского хозяйства, что позволяет лучше удовлетворять  потребностей жителей.

Основной объем книги занимают главы о городской экономике. Причем, каждая отрасль предстает в современном ее понимании. Даются отсылки на истории вопросов, чтобы лучше понять суть трансформационных перемен. И два базовых блока, которые врасти могут использовать.  Это в каком-то смысле  навигатор мер поддержки. Это внешние источники и внутренние ресурсы. Иными словами,  что города способны делать, используя свои  возможности, как вести поиск новых источников доходов. Таких примеров немало.

Стыковка экономики и пространства

Эта вторая редакция учебника, причем, по мнению экспертов, это особенное учебное пособие. Не случайно в название написано: «учебник для практики». Здесь большое количество практических примеров, кейсов, реальных результатов, что делает эту книгу уникальной.

Этот учебник стимулирует размышления о том, какие тренды сегодня прослеживаются в городском хозяйстве, и какие люди должны им управлять.

По мнению авторов – составителя учебника, есть разные инструменты развития территорий: КРТ, мастер-план, концессия. Если понятия КРТ и концессии закреплены в законодательстве, то в отношении мастер-плана этого нет. По сути дела, есть только один эксперимент, проведенный на Дальнем Востоке. Между тем, это комплексный документ стратегического территориального планирования.

О чем идет речь? Экономисты и строители, урбанисты  в рамках одного территориального образования должны сесть за один стол и договориться о плане действий. А не так как это происходит сегодня, когда каждое подразделение занимается своим делом, а между собой не общаются. Поэтому  мастер-план – это способ восполнить недостаток коммуникации, возможность формирования комплексного видения развития территории.  

Как показывает практика, концессия – очень важный инструмент развития. Но не всегда  можно ее использовать; когда и где  определяет экономический блок. Что касается КРТ, то там есть недостаток, в нем не достает экономической компоненты, включение  сервисной экономики.

Если подводить итоги, то пока говорить, что по использованию мастер-планов есть успешная практика, рано, ведь она стартовала только в 2022 году. И сейчас только  делаются первые выводы. Идет формирование законодательства. Много споров, так как есть разные видения этого инструмента. Задача на сегодня – всем ветвям власти договориться, как он должен выглядеть.

С этими суждениями в целом солидарен и Сергей Еремин — депутат Госдумы РФ и  экс-глава Красноярска. Чем больше город, тем сложнее договариваться. Причем, нужно договориться не только внутри одной территории, но и с внешним ее контуром. А ведь у всех муниципалитетах разные бюджеты, каждый бьется за рост доходов, за свой политический вес. Поэтому иногда это напоминает ситуацию в курятнике. Мастер-план выводит всех из самоизоляции и позволяет говорить на одном языке. Поэтому, если делать на что-то акцент, то именно на мастер-плане.

Но наличие мастер-плана – это еще и дополнительное конкурентное преимущество города, когда он понимает, как у него в перспективе должны работать все системы жизнеобеспечения. Происходит переход на другой стратегический уровень, когда руководители муниципалитета и региона начинают видеть все иначе.

Мастер-планбезусловно, очень важен, но не следует забывать и другие практики, в частности, те, которые способствуют развитию малого бизнеса, подчеркивает Василий Аузан — директор компании Frontier. Эта мысль  соприкасается с идеей книги – развитие, направленное на повышение качества жизни. Развитый малый бизнес сильно влияет на восприятие города. Пока таких городов немного, но положительный опыт тиражируется. И в презентуемом учебнике есть такие примеры – как городские власти могут способствовать росту малого бизнеса, в частности, за счет благоустройства.

Малый бизнес – это та сфера, с которой город может взаимодействовать напрямую, не обращая внимания ни на региональный, ни на федеральный уровень, как это требуют другие механизмы. 

О важности партнерских отношений

О том, как в небольшом городе Гусеве Калининградской области возник целый производственный кластер, поведал Игорь Климко — вице-президент по стратегии GS Group.  Раньше эта территория  исторически специализировалась преимущественно на сельском  хозяйстве.

В 2006 году стартовал большой проект компании «Три колор», которой понадобилось производство по выпуску приставок. До того времени эту продукцию закупали за рубежом, но в связи с ростом абонентской сети потребовалась локализация ее выпуска.

В этот период Калининградская область получила статус особой экономической зоны. Проактивный подход администрации Гусева стал одним из решающих факторов при выборе региона для стройки «Технополиса GS». С появлением бизнеса в Гусеве, в городе с населением 30 тысяч человек, начался настоящий прорыв. Он превратился в перспективный центр инноваций, где производятся российские ТВ-приставки и SSD.GS Group обеспечивает в Гусеве более тысячи рабочих мест. На территории кластера для сотрудников построен уютный городок из двухэтажных коттеджей и мемориальный парк со скульптурной композицией Михаила Шемякина.

По словам Игоря Климко, администрация города заняла активную позицию, к ней можно было обращаться по любым вопросам, даже таким, как устройство детей сотрудников компании в местные школы. Такое сотрудничество привело к тому, что сейчас в Гусеве работают четыре завода, которые обеспечивают полный цикл производства.

Мы стали приверженцами идеи, что инновационный бизнес может развиваться на базе малых городов, говорит Игорь Климко.  Что компания дала городу? Тысячи рабочих мест, налоги в городской бюджет. Плюс социальная ответственность бизнеса: построено жилье, ведутся работы по благоустройству городской среды. В частности, разбит парк, который де-факто стал визитной карточкой города. Так же уделяется внимание повышению образования горожан, проводятся конкурсы по разным дисциплинам. Лучшие ученики имеют возможность поступления в физико-математический лицей в Санкт-Петербурге.

Все это стало возможным исключительно потому, что были выстроены партнерские отношения с администрацией Гусева, подчеркивает Игорь Климко.      

Теневой модератор

Другой описанный в учебнике кейс связан с развитием малого предпринимательства в Красноярске. Как рассказывает Сергей Еремин, с этой целью был реализован проект: «В центре мира». Бизнесу была отдана пешеходная зона. Ключевой момент всей идеи – администратором проекта не должна являться администрация города. Если она пытается сама все организовать, то на этой затеи можно ставить крест.  Ее роль заключалась в том, чтобы донести замысел до жителей, предпринимателей, стать теневым модератором. Если они загорятся стремлением обустроить это пространство, тогда все получится.

Так все в целом и произошло. Бизнесу надо дать свободу самому решать, что и где делать. Должен быть порядок, но не должно быть никакого строгого регламента. Если бизнесмены поверят властям, то их уже не остановить. Не было ограничительных барьеров, поддерживалась любая инициатива.  

Все это принесло свои плоды. Каждый пятый житель города хотя бы раз в неделю стал бывать в этой локации. В ней резко увеличился товарооборот. 

Тренды на ближайшие годы

 По мнению экспертов, в городах будут происходить большие изменения, связанные с улучшением городской среды. Есть перечень из 200 городов, для которых в приоритетном порядке должны быть разработаны мастер-планы. Это делается для определения конкретных преимуществ того или иного поселения; оно должно научиться зарабатывать деньги на свою жизнь. Исходя из этого, должна быть определена численность населения, требуемая инфраструктура. На  основе  этих предпосылок, и нужно формировать планы развития с учетом динамики демографической ситуации и роста производительности труда. Города должны развиваться и технологически, и социально, чтобы в нем жили счастливые и здоровые люди, получающие достойную заработную плату и имеющие возможность в месте проживания тратить свои доходы. То есть, в городе должна быть сервисная экономика, а так же экономика, которая генерирует финансовые потоки.

Перед городами сегодня стоит задача по анализу своей территории, оценить все аспекты своих возможностей, понять, на чем можно заработать. Исходя из этого, а так же горизонта планирования и должен разрабатываться  перспективный план. Это очень сложная работа, подчеркнули на презентации авторы кейсов книги-учебника. Поэтому, когда мы говорим про мастер-план, то в его создании должна участвовать большая команда: экономисты, урбанисты, архитекторы, инженеры.

Сегодня, чтобы удержать население, крупные предприятия готовы создавать требуемую инженерную и социальную инфраструктуру. Но не хватает стимулирующих и компенсационных механизмов для бизнеса, что  способствовало бы развитию ГЧП.

Формирующиеся тренды будут основаны на те виды целеполагания, которые определит для себя каждый город, из имеющихся объемов ресурсов.   И, по мнению одного из участников обсуждения, те мастер-планы, которые будут сформированы, не смогут исправить по своему произволу ни мэры городов, ни даже губернаторы регионов в силу того, что этот документ узаконивает изложенные в нем решения и подходы. Что, впрочем, не является препятствием для внесений улучшений.

Марк Горский

От редакции. Безусловно подобные книги — учебники, где описаны не теоретические выкладки специалистов по управлению наших городов, а представлены конкретные примеры удачных практик для малых и средних городов, пойдут на пользу. На это и был расчет, но при этом устроители презентации не сообщили, где и каким образом книгу можно приобрести.

По данным нашей редакции преподаватели отраслевых ВУЗов (университетов и кафедр, готовящих специалистов по управлению городов в том или ином качестве около 200 в стране) испытывают дефицит в подобной информации, а потому будет здорово, если составители следующих учебников учтут и это.

Было бы интересно в следующих учебниках увидеть и отрицательные примеры работы некоторых администраций. Ведь страна должна знать своих «героев» и понимать, что так как сделали в городе N, работать совсем не нужно.

Для справки. Работа ВЭБ.РФ по направлению «Городская экономика» охватывает уже 95 городов России. За период с 2020 по 2024 гг. на реализацию проектов городского развития ВЭБ направил 459,2 млрд рублей. В 2024 году открыто финансирование по десяти новым проектам общей стоимостью 75,6 млрд рублей. Это проекты в сфере развития городского транспорта, аэропортовой инфраструктуры, ЖКХ и городской среды, туризма и рекреации.