Большинство жителей страны смутно представляют, чем заняты представители наших законодательных органов. Отчеты политиков позволяют хотя бы частично заполнить этот пробел
В конце года принято подводить его итоги. В агентстве «Россия сегодня» прошла пресс-конференция председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрея Шевченко. На ней он рассказал о том, чем занимался возглавляемый им орган в 2024 году и какие у него приоритеты в законодательной работе на 2025 год.
Местное самоуправление
Одним из приоритетов комитета является местное самоуправление. В 2024 году было принято несколько поправок к соответствующему закону. По словам сенатора, в местном самоуправлении сегодня много проблем, но одна из наиболее актуальных – передача местным органам власти новых полномочий без обеспечения финансовых субвенций. Теперь такая практика будет невозможной, дополнительные полномочия не могут быть передаваться без обеспечения бюджетными средствами.
Это положение накладывается на вопрос контроля за действиями органов власти; если нет соответствующего финансирования, то нет и контроля за выполнением соответствующих функций.
Еще одна поправка относится к полномочиям местных депутатов. Они получают право контролировать и влиять на назначение ведущих должностных лиц администрации. Это положение не относится к выборам главы местной управы, его избрание регулируется другой юридической процедурой.
Что касается дальнейшего развития местного самоуправление, то оно во многом связано с новым федеральным законом. Государственная Дума рассмотрела его в первом чтении, в 2025 году законодательный процесс продолжится.
Строительство
По словам Андрея Шевченко, еще одной сферой, которой активно занимается комитет, является строительство. В своей законотворческой активности он исходит из положения, что жилье должно быть безопасным, доступным и комфортным. При этом жилищное строительство должно активно происходить не только в столице и крупных городах, но по всей территории России.
Именно этим целям отвечает ИЖС, которое развивается быстрыми темпами. В 2023 году на этот сектор пришлось 53% от общего объема ввода жилья, по прогнозам, в 2024 года он возрастет еще больше. Люди хотят жить в своих частных домах, поэтому нужно создавать благоприятные условия для реализации этих целей. Важная задача для их осуществления – создание соответствующей инфраструктуры – социальной и инженерной. Есть немало случаев, когда поселки ИЖС сооружаются без сетей. В результате на каком-то этапе такое строительство просто бросают. Такой практики не должно быть.
Принятые новые законодательные инициативы позволит избегать таких случаев, считает Андрей Шевченко. С 1 марта 2025 года начинают действовать юридические нормы, которые вводят практику финансирование строительство частных домов на основе эскроу счетов. Закон позволяет в качестве взносов использовать материнский капитал. При этом, подчеркивает сенатор, это не отменяет возможность строить индивидуальное жилье хозяйственным способом.
Применение эскроу счетов существенно изменит характер финансирования ИЖС. Сегодня лишь 14-16% домов сооружают с помощью ипотеки, после 1 марта 2025 года ее использование существенно возрастет. Это позволит сделать данный рынок более цивилизованным. Этому будет способствовать и применение страховых механизмов; будет застрахован каждый взнос до 10 млн рублей.
Еще одна законодательная новелла касается подрядчиков, каждый из них должен будет зарегистрироваться в едином реестре.
Одна из задач в строительной сфере — снижение административных барьеров. Раньше оформление документов для строительства дома занимало 1-2 года. Сейчас эти сроки сократились примерно в 2 раза, многие процедуры упрощены. Но при этом не должен быть ослаблен контроль за тем, как строится дом. Если это случится, ничем хорошим такое не кончится.
Механизм должен быть сбалансирован, его конечная цель – снижение сроков и себестоимости строительного цикла. Важно сохранить темпы сооружения жилья, а так же – меры поддержки населения при его покупке. В начале 2025 году будем анализировать, что происходит в этой сфере в регионах и на основе этого анализа решать, какие меры поддержки необходимы, обещает сенатор.
КРТ
Развитие сектора ИЖС тесно связано с программами комплексного развития территорий (КРТ). Закон о КРТ стал важным фактором проведения строительной политики в стране. Между тем, когда он принимался, противников у него было больше, чем сторонников, замечает Андрей Шевченко.
Закон об КРТ сегодня работает, застройщики составляют единый документ об освоении территории. Но есть и не решенные вопросы. В регионах разная финансовая ситуация, разные по компетенции административные команды. Многие территории нуждаются для реализации планов КРТ федеральной поддержки на предварительном этапе реализации таких программ. Причем, речь идет не только о финансовой, но и об организационной помощи. Нужно добиться того, чтобы все механизмы КРТ были бы доступны в любой точки страны.
Сегодня – это одна из самых проблемных сфер. Коммунальная инфраструктура недофинансирована, в некоторых регионах примерно 40–41% коммунальных сетей нуждаются в замене. Следует, как минимум, ежегодно менять 2-3% сетей, только в этом случае их изношенность не будет расти. Так же, по мнению сенатора, на законодательном уровне нужно создать реестр состояния коммунальных трасс по регионам страны.
Для улучшения ситуации следует применять ряд механизмов. Один из них — привлечение инфраструктурных бюджетных кредитов. Также целесообразна помощь регионам от федерального центра, так как далеко не все из них способны решить накопившиеся годами проблемы. Речь идет не только о финансировании, но и о составлении проектной документации, так как с этим делом во многих местах есть немалые трудности.
В новом Национальном проекте: «Инфраструктура для жизни» следует сделать специальный акцент на ЖКХ. Эти меры нужны и для увеличения объемов строительства жилья, так как изношенность коммунального хозяйства не позволяет их наращивать в нужном количестве.
Авариное жилье
Первый этап программы расселения из аварийного жилья завершен, расселено 1 млн 385 тыс жильцов. Все регионы справились со своими заданиями.
На втором этапе программы следует сделать акцент на адресную поддержку семей. В первую очередь нужно обратить внимание на тех, кто имеет только одно жилье.
Программа расселения из аварийного жилья нуждается в новых подходах, она должна перенастроиться в направлении более эффективного расходования бюджетных средств, подчеркивает Андрей Шевченко. Это связано, в том числе с увеличением расходов на расселение, что обусловлено с ростом стоимости строительства. Так же нужно совершенствовать механизм выплаты расселенным: эти средства должны быть адекватными стоимости в регионе жилья.
Так же пора задуматься при расселении о более широком использовании арендного жилья. Пока это делается в недостаточных объемах, хотя некоторые регионы имеют здесь положительный опыт. Его надо тиражировать.
Комфортная среда
Национальный проект «Комфортная среда для жизни» предполагает, что до 2036 года будет значительно преобразовано пространство, в котором живут граждане России. Должны быть созданы более благоприятные условия для жизни, учебе, здравоохранению, безопасности. Сегодня такие программы работают, особенно успешно это происходит в Москве. Нам нужно добиться того, чтобы они действовали по всей стране, подчеркивает Андрей Шевченко.
В настоящий момент в стране преобразовано 11 тыс общественных пространств и дворовых территорий. Эта программа максимально популярна, жители сами решают, на что в первую очередь направить выделяемые государством деньги. В тоже время важно и то, что люди, пусть даже в небольшом объеме, затрачивают на эти цели собственные средства. В 2025 году эта программа продолжится.
Где жить жителям России
В 2024 году завершает действие принятая еще в 20024 году Стратегия пространственного развития России. Нужен новый документ со сроком действия до 2030 года.
Как рассказывает Андрей Шевченко, весь 2024 года изучали накопленный опыт. Это необходимо, чтобы сделать новый вариант Стратегии, который бы успешно работал в изменившихся условиях. Стоит задача по сокращению дифферентами в доходах между регионами.
Какие подразделы должна включать обновленная Стратегия? Это новая карта распределение по стране рабочей силы; создание 2,5 тыс опорных пунктов – на их базе должно происходить развитие территорий; составлены 200 мастер-планов городов.
Новая Стратегия должна включать в себе меры по сохранению особых статусов моно-городов, создание условий для развития сельских территорий; сегодня население все больше сосредотачивается в ограниченном числе крупных агломераций, что плохо в целом для страны.
Сейчас готовится дорожная карта для подготовки Стратегии пространственного развития.
Марк Горский