
Этим летом дочерняя компания «Газпрома» приобрела контрольный пакет в 51% отечественного бренда люксовых автомобилей Aurus. Об этом сообщает издание «Ведомости» со ссылкой на два источника, которые знакомы с акционерами компании. Также данную информацию подтвердил собеседник из крупного автоконцерна.
По словам двух источников, пакет приобрела компания «Газпром тех», которая является «дочкой» «Газпрома» и учреждена в 2023 году для консолидации активов в сфере авиации, судостроения и автопрома. Согласно оценке одного из источников, сумма сделки составила около 12 — 13 млрд рублей.
По словам источников, «Газпрому» перешла доля арабского фонда Tawazun (36%), которой тот владел до декабря 2024 года, а также часть пакета ФГУП НАМИ.
На данный момент акционеры Aurus скрыты. Однако известно, что в декабре 2024 года 36% компании, которые принадлежали арабскому фонду, перешли отечественной компании «Дедал». НАМИ владел 63,5% Aurus. И еще 0,5% принадлежало компании «Хит моторз рус», которой руководил бывший генеральный директор «Москвича» Ханс-Петер Мозер.
По словам источников «Ведомостей», в капитал Aurus «Газпром» мог войти с долей в 40% еще в конце 2023 года. Эту долю компания могла получить от ФГУП НАМИ. При этом вырученные деньги предполагалось направить на проект по производству новой, более бюджетной, линейки автомобилей.
При этом собеседник «Ведомостей» в крупном автоконцерне говорит, что «Газпром» не очень хотел покупать долю в Aurus, но был вынужден это сделать — с условием смены топ-менеджмента компании. Также собеседник допускает, что у нового инвестора есть обязательство по вложению средств в развитие бизнеса производителя.
В сентябре новым генеральным директором Aurus стал Андрей Богинский, который раньше работал в компании по производству российских гражданских самолетов «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха»). Он сменил на посту Андрея Панкова, который до этого был топ-менеджером Renault в РФ.
Известно, что в рамках ПМЭФ-2024 правительство Санкт-Петербурга и Aurus подписали соглашение о реализации инвестпроекта по созданию производства автомобилей одноименной марки на бывшем заводе Toyota. Запуск производства планируется на 2026 год.
Источник, знакомый с ситуацией производства на площадке уточнил, что выпуск автомобилей будет налажен под маркой Senat. В продуктовую линейку войдут два седана и один внедорожник. Сроки начала выпуска постоянно переносились. Источник «Ведомостей» это связывает с тем, что Aurus не удалось договориться с Hongqi, которая должна была стать производственным партнером проекта.
По словам исполнительного директора агентства «АВТОСТАТ» Сергея Удалова, привлечение нового акционера и смена менеджмента могут означать, что государство обращает внимание на контроль затрат, развитие и рост производства автоконцерна. Эксперт считает, что в последние годы проект Aurus развивался очень медленно, включая то, как велись переговоры с партнерами.