Лифт в доме: когда закончатся проблемы

Лифт в доме: когда закончатся проблемы

Приятно сознавать, когда народные депутаты и сенаторы озабочены теми же вопросами, что и рядовые граждане  

В информационном агентстве «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция  заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александра Высокинского. В своем выступление сенатор остановился на ряде актуальных вопросов жилищно-коммунального хозяйства России и рынка строительства и недвижимости. А так же затронул тему о развитии населенных пунктов в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни». 

У двух нянь дите без глаза

Одна из тем, которую затронул сенатор, — ситуация с лифтовым хозяйством. Как известно, был продлен срок замены лифтового оборудования, отработавшего свыше 25 лет, до 2030 года. К этому сроку в стране предстоит заменить 140 тыс подъемных механизмов. Задача большая, но решаемая, подчеркнул  Александр Высокинский, в России сегодня работают пять крупных лифтовых завода.  За последние годы предприятия сильно продвинулись в части импортозамещения, освоили выпуск многих компонентов, которые ранее импортировались. Есть детали, которые пока еще не выпускаются в стране, но закрывать этот пробел помогают закупки в Китае.

Вопрос в другом: как организовать правильно работу этих предприятий? С этой целью нужно решить две ключевых задачи. Первая – так спланировать выпуск лифтов, чтобы производство основной их массы не пришлось на два последних года. Нужно создать условия для равномерного изготовления продукции.  Иначе есть опасность, что программа до 2030 года может быть не выполнена в полном объеме.

Второй вопрос связан уже с установкой самих лифтов в домах. Сейчас идет создание новой модели этого процесса. Как он организован в настоящий момент? Изготовитель производит лифтовое оборудование, продает ее застройщику, а тот нанимает компанию для его установки. И кто отвечает за качество работы подъемных механизмов не ясно, кому предъявлять претензии за брак. Должна действовать система официальных представителей заводов, которые гарантирует, что произведенная ими продукция будет исправно работать в течение двадцати пяти лет. Это тот гарантийный срок, который установлен для нее в стране. Однако сегодня на рынок заходят компании, которые дают гарантии в 10-15 лет, что недопустимо — закон един для всех.

Неправильно, когда нет одного ответственного за работу лифтов, сегодня мы в значительной степени находимся в ситуации, когда у двух нянек дите без глаза. Такое положение пора менять. 

По словам  Александра Высокинского, новая модель официальных представителей заводов-изготовителей   должна быть запущена до конца 2025 года. Работа в этом направлении активно идет, но происходит это не просто, так как есть лобби, которое выступает за сохранение прежней практики.

Так же неоднозначная ситуация в регионах, в одних лифтов больше, в других меньше. Но в независимости от их количества после 2030 года в стране не должны функционировать выработавшие свой гарантийный срок подъемные механизмы.  

Отдельный вопрос – способ финансирования программы. Средняя стоимость лифта – два миллиона рублей (без монтажных работ); во многом его конечная цена зависит от этажности дома. Чем он выше, чем затраты на лифтовое хозяйство обходятся дороже.

Сегодня финансирование замены лифтов —  это острая проблема, признает сенатор. Одним из источников должны стать средства из списанных федеральным центром  кредитов регионам. Еще одним способом обеспечения работ являются тарифы для населения по обслуживанию лифтового хозяйства. Ситуация тут разная, в одних субъектах Федерации они выше, в других – ниже. Многое зависит от этажности домов; где больше высоких МКД, тем больше собираются взносов.  Судя по всему, на многих территориях финансовый вопрос будет решаться не просто.

Но не менее важная проблема – после установки дальнейшая эксплуатация подъемных механизмов. Лифт – сложное инженерное сооружение, нужны квалифицированные команды, способные обеспечить надежность работы лифтового хозяйства.  И с этим во многих местах могут возникнуть трудности.

Обратный результат

После отмены льготной ипотеки, благодаря которой жилищное строительство установило целый ряд впечатляющих рекордов, возник спрос на возобновление этого института. Однако, по мнению Александра Высокинского, с этим механизмом не все так однозначно гладко.  И прежде чем говорить о возобновление в том или ином виде таких программ, целесообразно изучить прежний опыт.

Сегодня ждать большого рывка в сфере ипотечного кредитования не приходится, считает сенатор. Этому препятствуют два фактора. Первый – недостаточные доходы населения, второй – высокая ключевая ставка, толкающая проценты по кредитам на неподъемную для многих высоту.

Все это ведет к снижению доступности жилья. И немалый вклад в эту ситуацию внесла именно льготная ипотека. Она вызвала резкий рост себестоимости в строительстве и тем самым  сильное увеличение конечной стоимости жилья. А в итоге, несмотря на льготное кредитование, большинство покупателей стали платить за приобретение квартир больше.

Это закономерный итог повышения цен. До внедрения льготной ипотеки себестоимость строительства колебалась в пределах 50-80 тыс рублей, после – возросла приблизительно в два раза. Получается, что мы достигли обратного результата, вместо того, чтобы сделать чек покупки меньшим, он у нас в целом возрос.  К тому же государство на многие годы получила долговые обязательства по этим кредитам. Поэтому прежде чем возобновлять в будущем такие программы, надо изучить все положительные, так и отрицательные их последствия. 

 Без развитой инфраструктуры страна опустеет

Сегодня на первый план в градостроительной политике выходит реализация нового  Национального  проекта «Инфраструктура для жизни». Одна из его целей – облегчение для регионов процедуры получения льготных кредитов для решения местных проблем. В первую очередь речь идет о таких насущных вопросах, как транспортное обеспечение, строительство очистных сооружений, и другие объекты.

В чем одна из проблем? Практика показывает, что у нас нередко себестоимость строительства, к примеру,  очистных сооружений для очистки одинакового объема сточных ввод сильно разнится. Это плохая ситуация, которую в рамках нацпроекта надо менять. В частности, путем  создания базовых (типовых) модулей для схожих объектов.

Типовые проекты должны стать основой для сооружения подобных инфраструктурных объектов. Так же важно изменить сам подход к строительству  очистных сооружений. Есть регионы, которые их сооружают в чистом поле, а затем продают такие земельные участки под застройку. В этом случае они стоят дороже, в местные власти получают дополнительный доход. Это правильный подход. В принципе неверно, когда частное строительство используют для таких нужд бюджетные средства. 

Возможно, пришло время сделать анализ существующей практики. Это важно с точки зрения нахождения баланса между регионами. Сегодня между ними существуют большая разность с точки зрения бюджетной обеспеченности. И в рамках Национального проекта «Инфраструктура для жизни» следует искать способы выравнивания уровня жизни.

Для России – это не просто вопрос более справедливого социального устройства, речь идет о выживании страны. Если этот дисбаланс не исправлять, многие регионы просто опустеют. Мы же не можем для такой огромной страны допустить ситуацию, когда почти все население сосредоточится в больших центрах.

Марк Горский